TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Граница на пяндже открыта

ТОЛЬКО ДЛЯ ПАЛАТОК, ЛЕКАРСТВ И СГУЩЕНКИ.
Начавшийся днем дождь к ночи превратился в ливень. Два
транспортных самолета ИЛ-76 ТД Министерства по чрезвычайным
ситуациям серебристо поблескивали в лучах прожекторов на площадке
аэропорта Раменское. Рядом темнели "КамАЗы" с гуманитарным грузом
для Афганистана. Несмотря на непогоду, погрузка шла в быстром
темпе. Для ускорения привлечены были даже работники наземных
служб.
- А что, и таможня там? - спросил кто-то из экипажей,
ожидавших начала проверки документов и багажа.
- Все там, - ответили ему.
- Ну сейчас они намокнут и начнут цепляться к каждой мелочи.
Однако оформление прошло на редкость быстро. Пройдя таможню и
"границу", так называют здесь пост пограничного контроля, мы на
автобусе отправились к самолетам.
В грузовом отсеке лайнера почти во всю длину были уложены и
закреплены сеткой картонные ящики.
- Везем сгущенку, сахар, медикаменты, палатки и одеяла для
беженцев, - объяснил мне сопровождавший груз Юрий Ермоленко. -
Всего более 40 тонн на двух бортах.
- Откуда это все? Я не слышал, чтобы был организован сбор.
- Продовольствие из госрезерва, - говорит Юрий Владимирович. -
А палатки и одеяла - наши, эмчээсовские.
Оказание гуманитарной помощи другим странам и народам в
России, как я понял, - дело государственное. У нас редко
обращаются к состоятельной части населения с подобными просьбами.
Хотя в других странах именно такая форма является основной. То ли
там строже относятся к бюджету страны, стремясь уменьшить
расходную часть его, то ли поступают по принципу: "На тебе,
Боже... ".
Лететь на грузовом лайнере пассажиром - удовольствие, что
называется, ниже среднего. Удобно устроиться в кресле, а тем
более прилечь - негде. Только на палубе или там, где уложены
палатки и одеяла. Впрочем, заснуть все равно невозможно - грохот
двигателей не дает.
Ночь пришлось коротать в беседах с бортоператорами. Вячеслав
Ромашин рассказывал, точнее кричал мне в ухо, как его жена и дочь
привыкали к режиму работы мужа и отца в МЧС.
- Едва привыкли, - смеется, - я в этой организации с 96-го
года. Вчера только вернулись из Мирного, а сегодня первый рейс в
Душанбе.
Второй оператор Владимир Васильев, узнав, что я из "Труда",
заявил, что это его любимая газета. Как тут было устоять?
Пришлось достать из сумки что-нибудь из "гуманитарной помощи",
которую вез афганцам, - две майки с логотипом нашей газеты и
вручить их операторам. Зато потом я был обеспечен бортпайком
наравне с другими членами экипажа.
Столица Таджикистана встретила нас плотным серым облаком пыли,
поднятой "афганцем". Так здесь называют ветер, дующий со стороны
соседней республики. Солнце едва пробивалось сквозь это марево,
дышать было тяжело.
Схема, по которой раньше доставляли "гуманитарку" в Исламскую
Республику Афганистан, изменилась. Из Душанбе теперь ее
отправляют не на вертолетах МЧС Таджикистана, а автомобилями,
прибывшими из Афганистана.
- Сейчас прорабатываем вариант отправки гуманитарных грузов по
железной дороге, - объяснил заместитель министра таджикского МЧС
Ислам Усманов.
А я рассчитывал на вертолете сопровождать груз до самого
Афганистана, чтобы убедиться, кому и каким образом гуманитарную
помощь раздают.
- Не получится, - осадил меня Ислам Джумаевич, - правительство
Афганистана создало специальную комиссию, которая решает, в какую
из шести провинций, пострадавших от нынешней засухи, отправить
гуманитарный груз. Или передать его беженцам.
По поводу предстоящей военной операции США против талибов
Ислам Усманов выразился однозначно: мы живем надеждой, что у
правительства США достанет мудрости не допустить ковровых
бомбежек. Прибывшие на летное поле "КамАЗы" встали под погрузку.
Почти все грузчики-афганцы были босыми. Как же они будут ходить
по палубе самолета, подумал я, ведь вся она покрыта пупырчатым
дюралем? Однако грузчиков, по-видимому, это не смущало. Работали
они весело, с улыбками.
- Не больно ногам? - спросил у афганских парней. Не знаю, о
чем переводчик с ними поговорил, а мне перевел так: "Везите
больше, мы выдержим".
- Колонна груженых автомобилей в сопровождении пограничников и
таможенников отправилась к границе. Из-за пылевого облака трудно
было рассмотреть, что там мелькает за окнами машин. Кстати,
некоторые таджики были уверены, что пыль поднята не ветром из-за
реки Пяндж, а бомбардировками американской авиации.
- Нас обманывают, - говорили мне серьезным тоном, - чтобы
население не паниковало.
Перед погранпостом из двух щитовых домиков и шлагбаума на
дороге колонна остановилась. Началась очередная проверка
документов. Наряд с собаками проверил груз.
Попасть в Афганистан мне не удалось. Офицер-пограничник,
сопровождавший афганские грузовики, то ли в шутку, то ли всерьез
пообещал.
- Из уважения к вашей газете мы можем, конечно, пропустить вас
без визы. Только обратно, скорее всего, не вернетесь. Так что
выбирайте...
Федор ЕМЧЕНКО, спец. корр. "Труда".




04-10-2001, Труд