TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Тянут-потянут, вытянуть не могут

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ "ТРУДА" ПЕРЕДАЕТ ИЗ МУРМАНСКА.
Вчера в Мурманске сеял мелкий, нудный дождь, но было на
редкость тихо. Может быть, поэтому так недоверчивы оказались
журналисты, собравшиеся в международном пресс-центре операции по
подъему атомной подводной лодки "Курск", к сообщениям о том, что
накануне около 21 часа из-за сильнейшего шторма спасательные
работы в районе гибели ракетного крейсера в очередной раз
прекращены. Пока удалось закрепить только 7 захватов из 26
запланированных на четвертом и пятом отсеках лежащей на дне
субмарины. Потом волны, которые захлестывали даже высоченную
корму баржи "Гигант", вынудили водолазов подняться на
поверхность. Корабли экспедиции особого назначения снялись с
якорей и ушли в районы укрытия. На месте остались только тяжелый
атомный ракетный крейсер "Петр Великий" и госпитальное судно
Северного флота "Свирь". Их водоизмещение позволяет им
сравнительно легко переносить непогоду.
Все это рассказали репортерам в пресс-центре официальные
представители Северного флота и компании "Маммут". И были тут же
атакованы вопросами, которые вкратце сводились к одному: не
являются ли ссылки на очередной шторм лишь отговоркой, призванной
подготовить общественное мнение к возможному провалу операции?
Ведь с самого начала было ясно, что в октябре в Баренцевом море
продолжительного штиля ждать, как правило, не приходится. В
прошлом году, например, в этом месяце было около 20 штормовых
дней. Не технические ли причины, с которыми неожиданно
столкнулась фирма "Маммут", стали подлинной причиной новой
приостановки работ?
В ответ норвежцы и голландцы лишь вежливо отрицали такую
версию и утверждали, что все идет по плану. Куда менее сдержанным
оказался вице-премьер Илья Клебанов, находящийся в эти дни на
борту тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий".
Появившись на огромном телеэкране в пресс-центре, он не смог
скрыть раздражения. Чувствовалось, что председатель
правительственной комиссии по расследованию причин гибели атомной
подводной лодки "Курск" уже устал день за днем произносить одну и
ту же дежурную фразу: "Все идет по плану". Более того, по мнению
Ильи Клебанова, информационная ситуация вокруг "Курска" сегодня
снова полна необоснованной критики властей и военных. Нет никаких
оснований предполагать, что операция по подъему "Курска" может
быть приостановлена, утверждает Клебанов. Одновременно он выразил
благодарность специалистам фирм "Маммут" и "Смит интернешнл" за
уже сделанное для подъема "Курска". По мнению вице-премьера,
фирмы отлично делают свою работу и используют при этом самые
передовые технологии. Усилия по подъему корабля, утверждает он,
не будут прекращены, даже если допустить, что и через месяц, и
через два поднять "Курск" не удастся. Проектом предусмотрена
единственная дата принятия решения о подъеме лодки в будущем году
- 31 декабря 2001 года.
Однако, судя по всему, на самом деле все обстоит не так
безоблачно. Источники в штабе Северного флота сообщили мне, что
между российскими военными и иностранными фирмами-подрядчиками
наметились разногласия. Клебанов и штаб операции особого
назначения настаивают, чтобы водолазы ускорили свою работу.
- Мы нашли им благоприятное погодное окно до 7 октября и
считаем, что в его рамках можно было бы сделать намного больше, -
сказал "Труду" офицер флота, который не пожелал быть названным. -
Конечно, тогда спасателям пришлось бы работать на грани риска.
Наши пошли бы на это. Голландцы и норвежцы не хотят. Они говорят,
что их правила рисковать не позволяют.
Сергей ИЩЕНКО.




04-10-2001, Труд