TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Соло на ржавой трубе

КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ МОНИТОРИНГА
НЕФТЕГАЗОВЫХ МАГИСТРАЛЕЙ.
В начале сентября на участке газопровода Уренгой - Центр 2
вблизи города Сарапул (Удмуртия) произошел взрыв. К счастью,
обошлось без жертв. Ущерб от аварии эксперты оценили в 4 миллиона
рублей. Сумма, по нашим понятиям, не такая уж большая. А нет
масштабов трагедии - нет и сенсации.
Между тем существует серьезная проблема защиты транспортных
артерий от разного рода неожиданностей. С каждым годом делать это
становится труднее: трубопроводные магистрали, прослужившие не
один десяток лет, все чаще выходят из строя. Основные причины -
коррозия металла, а также проявление заводских дефектов. Металлу,
как и живому организму, свойственны усталость и стресс. Поэтому у
каждого участка магистрали - свой срок жизни в зависимости от
среды обитания и сложности маршрута. Трещины, ржавчина выводят из
строя и полутораметровые в диаметре гиганты, и более скромные
газопроводы-отводы.
Протяженность российских газотранспортных систем составляет
160 тысяч километров. На многих участках ресурс прочности
подходит к концу: по расчетам специалистов, к 2020 году требуется
заменить около 23 тысяч километров труб. Вместе с этим необходимо
решить еще одну задачу, связанную с повышением надежности
магистральных газопроводов.
С этой целью и была создана система коррозийного мониторинга
"Пульсар", разработанная на основе космических технологий по
заказу Газпрома государственным предприятием "Парсек" совместно
со специалистами ОАО "Газпром" и Академией технологических наук в
1993 году. По сути, это космический комплекс электрохимзащиты
(ЭХЗ), установленный "на трубе".
- Мы должны иметь четкое представление, что же на самом деле
происходит на трассе в данной точке в данный промежуток времени,-
говорит директор ГУП "Парсек" Виталий Нестеров.- Поэтому начали с
"коррозийного" этапа. От него идем к полному мониторингу
газопроводной системы, который впервые будет внедрен на
магистрали "Голубой поток".
За восемь лет работы система коррозийного мониторинга сумела
завоевать доверие у газовиков и нефтяников. Аналогов в мире ей
нет до сих пор, хотя некоторые зарубежные страны приступили к
подобным разработкам. В России же первые аппараты поставили семь
лет назад на краснотурьинском направлении, где пролегали 6 ниток
газопроводов, на которых случалось более 20 взрывов в год.
Профессионалы называют такие взрывы "отказами трубы". Когда
установили "космическую" аппаратуру, аварии резко прекратились,
ведь система позволяет вести наблюдение за состоянием труб
бесконтактным способом и мгновенно передавать информацию о
нарушениях в жизнедеятельности магистрали. Причем точно
указывает, где именно и что происходит.
Сейчас такие аппараты стоят на белорусском направлении
газопровода Ямал - Европа, в "Мострансгазе", в "Уралтрансгазе".
Аппаратура , предназначенная для коррозийного мониторинга,
рассчитана на все российские особенности. Учитываются не только
густонаселенные районы, но и обширные безлюдные территории.
Например, владения "Севергазпрома" проходят по таким регионам,
куда добраться можно только на вертолете. Следить за работой
отдаленных объектов, а тем более своевременно устранять неполадки
в таких условиях непросто. Специально для этого в "Парсеке"
изготовили новый прибор (патент на изобретение, кстати, получили
три дня назад), позволяющий регулировать работу станций катодной
защиты.
Еще одно изобретение "Парсека" - прибор "Поиск-1" для
диагностики труб - завоевало полное доверие всех газпромовских
подразделений три года назад. Раньше газовики покупали эти
приборы за границей.
Важность защиты транспортных артерий от химических,
механических и многих других воздействий сегодня приобретает
особое значение. Поэтому Газпром, а наряду с ним нефтяные,
нефтегазостроительные, транспортные компании все шире стараются
использовать научно-технический потенциал космических,
авиационных, судостроительных, других предприятий. И это, надо
надеяться, убережет от нежелательных сенсаций.
Людмила ЮДИНА.




04-10-2001, Труд