Cемь небесных экспрессов
ОБНОВЛЯЕТСЯ СИСТЕМА СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ.
На информационных лентах не так давно промелькнуло сообщение:
принято правительственное постановление о поддержке программы
обновления гражданской группировки спутниковых систем связи и
вещания. Сама программа, представленная Министерством по связи и
информатизации, была одобрена в июле нынешнего года. Ну что же,
скажет читатель, поддержка - это хорошо. Но ведь у нас с
"космосом и балетом" вроде и так всегда все было нормально. Если
бы. Проблемы спутниковой группировки имеют давнишний, отнюдь не
"перестроечный" характер. Сегодня, по сути, ситуация такова, что
нужно начинать возвращать утерянные позиции в космосе, в том
числе и в части гражданских спутников связи.
Вместо "строчек" - только точки...
И столичные жители, и жители регионов, привыкшие к любимым
телепрограммам и радиопередачам, если только они не
профессиональные связисты, вряд ли задумываются, как именно
функционирует система передачи сигнала от вещающих центров,
например московского Останкино, в регионы. Но при этом каждый
наверняка догадывается, что эта система работает благодаря
спутникам связи. Парящие где-то высоко в космосе, эти аппараты
вроде бы и незаметны с Земли - причем и в прямом, и в переносном
смысле. Но достаточно произойти любому сбою на орбите, как вместо
программы новостей, любимого сериала или телешоу - пустой экран.
И такое уже пережили нынешней весной жители Сибири и Дальнего
Востока, когда вышел из строя, отслужив почти два срока, спутник,
вещающий на эти территории. Говорят, ощущение не из приятных -
весь привычный темп жизни неожиданно ломается.
Специалисты предупреждают: только начав немедленно решать
проблемы спутниковой группировки, можно избежать повторения таких
ситуаций уже по всей стране. Так неужели ситуация столь
драматична?
Sputnik - как это будет по-русски?
Гражданская группировка космической связи на родине спутников
существует с 1978 года. То есть с тех самых "застойных времен",
когда особенности государственного устройства делали
несущественным такие вещи, как стоимость или окупаемость
производства спутников, их вывода на орбиту. Слово "рынок" в те
времена имело отношение только к домохозяйкам и торговцам
семечками. Достаточно сказать, что спутники серии "Горизонт" - а
тогда только такие и были - окупались за 6 лет, а гарантированно
работали три года. При этом в ус не дули - все очень гордились
русским словом "спутник", вошедшим в разные другие языки.
Однако в этих других языках давно и неплохо знали также слово
"рынок". А когда и Россия стала осваивать это слово, начались
неприятности со словом "спутник". Производить и запускать их на
орбиту, по крайней мере те спутники, производство которых было
отлажено, - как выяснилось, совершенно нерентабельно.
С 1993 по 1996 год было запущено всего три спутника, затем еще
почти за четыре года - вообще ни одного. К началу 2000 года
российская орбитальная группировка не имела ни одного спутника,
работающего в пределах гарантийного срока, многие из 11
находившихся на орбите аппаратов отслужили по два и даже по три
срока!
Позиции в космосе утрачены весьма существенно. Сегодня вокруг
планеты витают 300 спутников, принадлежащих 47 различным
операторам, и в их рейтинге российское государственное
предприятие космической связи занимает лишь 16-е место.
Новая высота для спутников связи.
В 2000 году Минсвязи, отвечающему за гражданскую спутниковую
группировку, удалось наконец привлечь внимание к этой проблеме,
обосновать необходимость направления денег на ее решение. Были
предложены пути возобновления запусков. Специалисты министерства
понимали: пожарными методами упущенные позиции не вернуть -
менять ситуацию надо в корне.
Оказывается, "дедушки российского космического флота" -
аппараты серии "Горизонт" и по сей день составляют основу
группировки - 60 процентов. Аппараты новой серии - "Экспресс"
намного эффективней, имеют в два раза большее количество каналов
связи, существует и возможность так называемого
"мультиплексирования" на борту (этим термином связисты называют
технологии передачи по одному каналу нескольких сигналов).
Гарантийный срок их работы составляет семь лет, а не три, как у
аппаратов "Горизонт" и "Экран".
Логично, что именно на серию "Экспресс" Россия делает ставку
сегодня. В течение полутора лет Минсвязи и Росавиакосмос
разрабатывали масштабную программу обновления гражданской
орбитальной группировки. По расчетам экономистов, программа,
кроме прочего, еще и обеспечит загрузку отечественных предприятий
космической промышленности минимум на пять лет, поскольку именно
на них будут изготовлены запускаемые аппараты.
Интерес к программе проявили и зарубежные фирмы. Уже сейчас,
пока еще только собираются новые спутники, ими выкуплена часть
ретрансляторов. Это говорит о том, что российскому качеству в
космической сфере по-прежнему доверяют, считают россиян надежными
партнерами. Нам же от этого только польза - вырученные деньги (а
это десятки миллионов долларов) пойдут на сборку новых аппаратов.
В рамках программы в течение ближайших лет будут запущены семь
современных спутников серии "Экспресс". Они полностью решат
задачу обеспечения всей России надежными услугами связи,
телерадиовещания, передачи данных, Интернет, предоставят
мультимедийные возможности. Помимо собственно запусков, связистам
предстоит модернизировать приемные антенны, линии связи, словом -
подогнать наземную инфраструктуру.
Специалисты ожидают, что реализация программы выведет Россию
на 6-7-е место на мировом рынке космической связи, существенное
увеличение мощности позволит обойти иностранных конкурентов и
выйти на рынки стран СНГ и другие страны. Программа обойдется в
800 миллионов долларов США.
Проект кардинального обновления спутниковой группировки,
реализуемый сейчас связистами, не имеет прецедентов в российской
истории. Но и задачи такие никогда не ставились прежде. Страна,
запустившая первый спутник, по сути, намерена "завоевывать"
космос заново - уже в другом смысле, на другом техническом уровне
и в условиях жесткой конкуренции.
Ольга Сурова.
04-10-2001, Труд