TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Банк - это доверие

Сегодня в прессе активно обсуждаются пути банковской реформы.
Свой взгляд по данному вопросу высказывает заместитель
председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и
финансовым рынкам Мартин ШАККУМ.
Российская система коммерческих банков еще молода: реально она
начала выстраиваться примерно десять лет назад. Это очень малый
срок, ведь в развитых странах она формировалась сотни лет, прежде
чем прийти к сравнительно стабильному и надежному состоянию.
Потому можно сказать, что наша реформа - это непрерывный процесс,
который растянется еще на многие годы.
Сегодня в банковской системе накопился целый ряд серьезных
проблем. Главная заключается в том, что участники рынка ей не
доверяют, особенно после кризиса 1998 года. И как результат -
недостаточная капитализация банков. Проще говоря, в банковской
системе очень мало денег - примерно столько, сколько необходимо
для текущих расчетов. Но этого явно недостаточно для потребностей
растущей экономики.
Значит, требуется восстановить доверие к кредитным
организациям. Речь идет, в частности, о создании системы
гарантирования вкладов, нормализации ситуации с государственными
банками и банками с участием ЦБ. Однако по большому счету доверие
появится не раньше, чем система станет реально прозрачной.
Владельцы средств, вкладчики имеют право знать, каким образом их
деньги используются в банке. Они хотят быть уверенными, что эти
средства не будут "уведены" в интересах недобросовестных
владельцев и менеджеров банка. Таким образом, на первый план
выходит проблема достоверной отчетности банков.
Центральный банк обязан гарантировать экономическому
сообществу, что написанное в балансе кредитной организации на
самом деле соответствует истине. В противном случае кредитные
учреждения будут использоваться не для накопления средств, а
исключительно в качестве расчетно-кассовых центров.
Государственной Думой уже принят пакет законов, условно названный
"пакетом МВФ", который предоставляет серьезные полномочия ЦБ по
осуществлению надзорных функций за деятельностью коммерческих
банков. Этих полномочий достаточно, чтобы сделать банковскую
систему прозрачной.
А пока дело доходит до смешного: на запрос председателя
банковского комитета парламента в ЦБ отвечают, что не могут
предоставить балансы росзагранбанков с участием Банка России, в
то время как такого рода информация доступна любому школьнику
через Интернет. Напрашивается вывод: реформу банковской системы
ЦБ должен начать с себя.




04-10-2001, Труд