TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Письма с автоваза

Я ВАЗ ЛЮБЛЮ. 5. ...НО Я ЕГО НЕ ЗНАЮ.
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".
Разумеется, каждая страна "заслуживает" свой автомобиль: бедная
- невзрачный, но дешевый, богатая - сверкающий и высококачественный.
Россия, несомненно, относится к бедным: согласно данным Госкомстата,
средняя начисленная зарплата одного работника в июне 2002 года
составила 4522 рубля. При таких доходах среднестатистический
российский работник может скопить деньги на покупку даже самой
дешевой вазовской "пятерки" лишь за 30 месяцев беззаветного труда,
при этом питаясь "святым духом". Кстати, при советской власти
было то же самое.
Это породило какую-то особую психологию: у нас плохонько,
зато дешево. Вспомните типичную автомобильную телерекламу: "Почему
вы покупаете автомобиль в... (следует название дилерской фирмы).
Потому, что здесь дешевле!" Речь, естественно, идет не о иномарке,
а о нашей, отечественной легковушке. И это в Москве, где даже
официальная средняя зарплата уже доходит до 10 тысяч рублей в
месяц (то есть накопить на "пятерку" можно всего за год).
Такое можно понять, когда торгуют "классикой" - машиной если
не для "бедных" (бедняки машин не покупают), то "экономных".
Но, поставив на конвейер семейство "десятки" с инжекторным двигателем,
АвтоВАЗ вторгся в совершенно иное производство - автомобиля для
"российского среднего класса" (по крайней мере для людей, причисляющих
себя к нему). Конструкция другая, технология изменилась - а психология
прежняя: автомобиль выпускается почти "голым": без АБС, без гидроусилителя
руля, без кондиционера, даже без магнитолы! Читатель: ты видел
хоть одну "десятку", бегающую по улицам без "музыки"? Ее устанавливают
все поголовно одновременно с сигнализацией сразу после покупки
автомобиля. Переплачивая вдвое-втрое в сравнении с тем, во что
обошлась бы эта опция при заводской сборке.
Впрочем, отсутствие магнитол на вазовских машинах имеет "историческую"
причину: еще в конце семидесятых годов на конвейер встала знаменитая
"шестерка" - ВАЗ-2106, где радиоприемник входил в обязательную
(!) комплектацию. Но завод сразу столкнулся с эпидемией повального
воровства (маленький приемничек легко прятался под одеждой),
одолеть которую не смог Меры приняли кардинальные: соблазнительный
предмет роскоши из "Жигулей" выкинули - и не ставят по сей день.
В прошлом месяце, правда, президенту АвтоВАЗа В. Вильчику
поступило предложение от некой московской фирмы - обеспечить
поставки магнитол в любом количестве с 25-процентной скидкой.
А мне любопытно, какую скидку предложит не московский посредник,
а непосредственный производитель магнитол, если АвтоВАЗ сделает
ему заказ, скажем, на полмиллиона штук в год? 40 процентов? 60?
Между прочим, покупатель машины с уже установленной (за полцены!)
"музыкой" не чувствовал бы, как сегодня, что берет нечто "недоделанное".
Продолжая тему, спрошу: знаете ли вы, что климатическая установка
(не простенький кондиционер, а установка), вмонтированная в "десятку"
непосредственно на заводе, обходится покупателю автомобиля всего
в 600 долларов? В Москве за то же удовольствие (я обзвонил с
десяток мастерских) придется заплатить не меньше 1300. И "заводской"
люк в крыше обойдется значительно дешевле "тюнингового", и дополнительный
спойлер, и подушка безопасности, и гидроусилитель руля.
Я разглядывал ценовые выкладки (весь "пакет наворотов" на
машины десятого семейства при установке непосредственно на заводе
стоит на 1,5-2 тысячи долларов дешевле, чем в мастерских), слушал
пояснения вазовских специалистов, и перед глазами прямо-таки
вырастал огромный рекламный плакат: "Экономь деньги - закажи
на ВАЗе настоящий лимузин!"
- Но почему покупатель-то об этом ничего не знает? - спрашивал
я своих собеседников. Они пожимали плечами. Мол, когда-то при
постановке на конвейер "двенадцатой" модели - ВАЗ-2112 появилось
предложение выпускать ее только в максимальной, "люксовской"
комплектации, со всеми возможными опциями, цветным салоном (нынешний
однотонный, графитово-серый как будто рассчитан на грязную спецовку)
и т.д. Конечно, поначалу таких машин покупали бы немного. Зато
владелец каждой мог похвастаться: "У меня - Дюжина!" И стал бы
"живой рекламой" возможностей ВАЗа. Но идея как-то незаметно
заглохла, и машина пошла на конвейер обычным путем, не выделяясь
из ряда. Жаль...
- Во всем виноваты дилеры, - услышал я от одного из заводских
инженеров. - Им проще иметь дело с машинами самой простой комплектации,
зато дешевой, которую легче продать. И появление любых дополнительных
"опций" встречается в штыки: дорого! Когда-то "десятку" начинали
выпускать только с алюминиевыми дисками (по 5 долларов за штуку),
но дилеры взвыли. Теперь на конвейере ставятся штампованные железяки,
а весь Тольятти, например, немедленно "переобувается" и ездит
только на литом алюминии. И так во всем... Из-за дилеров страна
не знает, на что в действительности способен ВАЗ.
Наверное, мой собеседник не во всем прав. Но если вдуматься:
что мы вообще знаем о ВАЗе? О машинах, которые он выпускает -
сам или в содружестве с партнерами и "дочками"? В заводском пресс-центре
мне подарили свежевыпущенный буклет "Русский характер" (коммерческие,
специальные автомобили и автомобили мелких серий на базе модельного
ряда АО "АвтоВАЗ"), - там оказалось 30 моделей! Такси и лимузины,
мини-вэны и броневики, пикапы и внедорожники, с двигателями бензиновыми
и дизельными, простенькие и "супернавороченные". Причем не выставочные
образцы: все машины стабильно собираются и продаются - оптом
и в розницу. Плюс на самом АвтоВАЗе выпускается еще полтора десятка
самых разных моделей.
Но страна из этого множества знает в лучшем случае моделей
10-15, как правило, в наипростейших вариантах - будто старый
костюмчик, давно вышедший из моды, но бережно хранимый специально
для налогового инспектора, чтобы с порога отрапортовать: вот,
мол, я какой - бедный, но честный.
Удивительное дело: за десять постсоветских лет АвтоВАЗ, в
отличие от большинства своих собратьев, смог не просто удержаться
"на плаву", сохранить производство и коллектив, но освоить новые
модели и даже создать новейшие, догоняя мировую автомобильную
моду. Однако так и не сумел приобрести в глазах собственных сограждан
имидж успешного, динамично развивающегося предприятия, способного
хотя бы в обозримом будущем выпускать продукцию мирового класса.
Хотя именно это предстоит заводу уже в самое ближайшее время...




08-08-2002, Труд