TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Балтийский дом

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТОЛИЦА ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ В ПИТЕР?
Сегодня в Петербурге открывается ХI международный театральный
фестиваль "Балтийский дом", где впервые за прошедшее десятилетие
будет уделено особое внимание молодым мастерам.
В последние годы у московской "Золотой маски" появился в
Санкт-Петербурге весьма солидный конкурент - фестиваль
"Балтийский дом", куда в течение 10 лет ежегодно приезжают
известные зарубежные театры, поскольку именно здесь когда-то Петр
I "прорубил окно в Европу". А если серьезно, то здесь делают упор
не столько на количество приглашенных спектаклей, сколько на их
качество, поэтому и рейтинг этого театрального форума очень
высокий.
Если поначалу театры Литвы, Латвии и Эстонии несколько
сторонились своих ближайших соседей, устремив все взоры в сторону
Европы, то спустя какое-то время поняли, что там они все равно
чужие, а вот в городе на Неве их отлично понимают и ценят. Так
получилось, что и учителя у ныне известных прибалтийских
режиссеров тоже живут в северной Пальмире, продолжая преподавать
в театральной академии. Наверное, поэтому русская классика стала
основной частью текущего репертуара театров трех прибалтийских
государств. Вот и на этот одиннадцатый по счету фестиваль с
весьма емким названием "Учитель - ученик" они привозят "Ревизора"
Николая Гоголя, "Преступление и наказание" Федора Достоевского,
"Чайку" Антона Чехова и "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова.
Не первый год представляет на "Балтийском доме" свои спектакли
и Кама Гинкас, ныне московский режиссер, родившийся в Литве.
Будучи учеником Георгия Товстоногова, он долгое время ожидал
своего звездного часа в Петербурге, но, так и не дождавшись,
переехал в столицу, где теперь входит в десятку лучших
режиссеров, представляющих наш театр на всех крупнейших
международных фестивалях за рубежом. На этот раз он не только
покажет своего "Счастливого принца" Оскара Уайльда, поставленного
к юбилею собственной жены, режиссера Генриетты Яновской, но и
проведет мастер-классы со студентами школы-студии МХАТа.
Можно только предполагать, с каким нетерпением питерцы ожидают
встречи с новой порослью актеров и режиссеров мастерской Петра
Фоменко, среди которых большие надежды подает Станислав
Пускепалис, приехавший к нему тоже из Литвы.
Надо сказать, что в Питере в отличие от Москвы наметилась
целая генерация режиссеров, набирающих творческие очки. Это
Виктор Крамер, Анатолий Праудин, Андрей Могучий, недавно
получивший Гран- при белградского "БИТЕФа" за спектакль "Школа
для дураков". Так случилось, что все свои новые спектакли
Эдмунтас Някрошюс, Римас Туминас, Эрмо Нюганен вначале показывают
на "Балтийском доме", а уже потом их смотрит избалованная Москва.
Кто знает, может быть, скоро театральная Мекка переместится в
северную столицу и, конечно, фестиваль "Балтийский дом" будет
этому немало способствовать.
Любовь Лебедина.




04-10-2001, Труд