Это мы не проходили
РОССИЙСКАЯ ШКОЛА НИКОГДА НЕ БЫЛА В СТОЛЬ ТЯЖЕЛОМ ПОЛОЖЕНИИ,
КАК СЕЙЧАС.
Александр ПЕТРОВ.
Оксана Ларешина - учитель литературы. Педагогический опыт -
пять лет. Ей - 23 года. Может сравнить школу при так называемом
"развитом социализме", которую она окончила, со школой при... В
общем, в нынешних условиях. Тем более что это одна и та же школа
- ј 13.
Какие перемены происходят в ней? Что изменилось с
реформированием образования? Каковы "болевые точки"? Об этом
размышляет молодой педагог из Самары.
- Когда я училась в школе, она была еще советской. О реформах
поговаривали, но и только. В комсомол, правда, уже не запихивали,
а приглашали. Я вежливо отказалась. Не люблю думать как все, быть
в строю и выполнять команды. А приходилось. Помню: построят наш
шестой "Г" в актовом зале на смотре строя и песни - командуют:
"Запевай!". А у меня голоса нет. И слуха тоже. И вообще неуютно
от всей этой канители. Но и класс подводить неохота...
Я свои школьные годы воспринимаю в двух цветах - черном и
белом. С восторгом вспоминаю о школьном театре. Руководили им
наши учителя Татьяна Ивановна и Максим Олегович Чековы. Все
занавески из нашей квартиры побывали на сцене в качестве юбок и
других фрагментов нарядов. Декорации мастерили на уроках труда.
Репетировали до упаду. Зато на наших спектаклях вся школа
вместе с родителями стояла на ушах. Я играла королеву в спектакле
"Король Фанфарон", жрицу - в "Забыть Герострата" и много еще
кого. Актрисы из меня не получилось - и ладно. Но как представлю
переполненный актовый зал, блестящие глаза, аплодисменты - и мир
вокруг меня словно чистой тряпочкой протерли.
Театр сохранился до сих пор. Теперь им руководит
профессиональный актер. Все стало солиднее, основательнее. А если
что-то и утеряно, то это естественно: другое время, другие
ученики...
Школа всегда держалась на энтузиазме. Но в наши дни на нем все
же далеко не уедешь. Ноги протянешь. Нужно беречь силы для
подработки. Знаете, какие ставки у начинающих педагогов? В месяц
- 300 рублей с копейками. У меня - с пятилетним стажем - 461
рубль. Это в два с лишним раза меньше прожиточного минимума для
Самарской области. Надо искать еще источники дохода или садиться
на родительскую шею. Но у меня мама - тоже педагог и
бабушка-пенсионерка... А между тем каждый день, заходя в свой
10-й, я ловлю оценивающие взгляды: как одета, во что обута?
Мужчин в нашей школе, как и в любой другой, - по пальцам
перечесть. Максим Олегович Чеков и Алексей Владимирович
Захарченко - историки. Александр Супрядкин дает уроки
хореографии, он еще студент. Дмитрий Валерьевич Окуленко
преподает основы безопасности жизнедеятельности. Конечно, были бы
зарплаты приличнее - и мужчин в школе прибавилось бы. Они же тут
необходимы. Во-первых - детям. Ну и дамам-коллегам. Сколько раз
замечала: входит в учительскую, допустим, Максим Олегович - и
наши дамы подтягиваются, становятся красивее. В школах надеялись,
что с новыми веяниями труд учителя оценят по достоинству. Тем
более что первый указ Бориса Ельцина был посвящен педагогам и в
целом народному образованию. Увы...
Бедно живут не только учителя, но и большинство учеников. На
днях школа организовала поездку в село Ширяево, где жил и работал
художник Илья Репин. Из моих двадцати трех учеников поехали
только пятеро. Остальным билет не по карману.
Но хватит о деньгах. Педагог, несмотря ни на что, должен
учить, воспитывать и вообще - "быть в струне". Но тут тоже многое
остается по-старому. Взять хотя бы учебные программы. Не могу
судить о всех предметах, а по литературе они просто не выполнимы.
Четыре тома "Войны и мира" Льва Толстого я сама прочитала лишь на
третьем курсе филфака. В школе - старательно делала вид, что все
осилила и поняла.
Теперь я избавила и себя, и детей от необходимости "делать
вид". Они прочитали наиболее выразительные и важные главы, знают
сюжет, героев и основные мысли, нравственные ориентиры автора. Мы
вместе посмотрели фильм Сергея Бондарчука. А когда обсуждали,
вдруг встает хорошая девочка Таня и спрашивает:
- А волка, ну которого Ростовы на охоте поймали, - они съедят?
В классе никто не улыбнулся. Смотрят на меня: съедят или не
съедят?
А вели мы речь о духовных исканиях князя Андрея Болконского и
прочих высоких материях. Вроде бы к десятому классу надо знать,
что волков есть не принято. Но и не знать этого дети имеют право.
В школьной программе такого нет, а многим родителям сейчас не до
расширения кругозора отпрысков.
По детям вообще хорошо видно, какие у них папы-мамы. Дело не
только в одежде: у одних бедная, у других побогаче. Выдают
вопросы и все поведение. Наши современные непосредственные и
раскованные школьники порой не знают элементарного. Многих даже
не научили нормально разговаривать. Однажды на уроке мальчик Петя
заявил:
- Брешете вы все:
Как реагировать? Появляется понятное желание треснуть линейкой
не только мальчика, но и его папочку. Впору школам договоры с
родителями заключать: мол, мы беремся обучать, а вы - отучайте
своих чад от хамства. Но, может, мы, педагоги, слишком многого
хотим: и зарплату бы нормальную, и внимание родителей, и
культурных детей?.. Не знаю.
Вот дотянула я своих прошлогодних старшеклассников до выпуска.
Пишут они экзаменационное сочинение. Шесть часов отведено. А я
сижу и думаю: меньше чем за восемь часов я бы не справилась. Но
это распоряжение Министерства общего и профессионального
образования. Они там, наверху, как декабристы - далеки "от
народа". Но тем не менее даже будущие медалисты, к чьим работам
требования запредельные, укладываются в срок. Спросите - как? Да
просто переписывают на экзамене с заранее подготовленных
черновиков. Все об этом знают, но - "делают вид". И темы из
секретных конвертов узнаются заранее - за мзду: Везде - от
Калининграда до Камчатки, от Мурманска до Сочи. "Показатели" -
как и встарь - это святое.
Есть вещи, к которым привыкаешь и уже не задумываешься над их
смыслом. Например, раньше в школе была так называемая "пятая
трудовая четверть". Глупость, конечно, четвертей четыре. Но зато
сейчас исчез четвертый класс: детки из третьего перепрыгивают в
пятый.
Как бы там ни было, мы работаем и будем работать. Хотя в
телесериале "Простые истины" нас изображают такими, какими мы не
были и не можем быть, но мы радуемся этой непростой своей жизни.
Она явно не перегружена заботой об учителе и о школе со стороны
властей. Но лучшей нам пока никто не обещает.
04-10-1999, Труд