TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Балканы борются за трубу

РАЗГОРАЕТСЯ СХВАТКА ЗА ПУТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ КАСПИЙСКОЙ НЕФТИ В
ЕВРОПУ.
Анатолий ЧИГРИН.
Как пролягут трубопроводные магистрали XXI века, несущие
азербайджанское "черное золото" - через Турцию, Украину или
все-таки через Балканы? Пока это уравнение со многими
неизвестными.
На днях в Бухаресте прошел международный форум "Каспийская
энергия в Европу". Его участники, представлявшие ведущие компании
мира по добыче и переработке нефти, обсудили румынский проект
Констанца - Триест, который намечает проложить трубопровод по
территории Румынии, Венгрии, Словении и Италии.
Согласно предварительному изучению, проведенному американскими
фирмами, этот вариант - наиболее оптимален и перспективен. Хотя
работа над его оценкой еще продолжается, основные выводы в
принципе уже сделаны. У балканского маршрута ряд очевидных
преимуществ. Прежде всего политическое - он пролегает через
относительно стабильные страны. Во-вторых, проект экономически
выгоден, так как на первом этапе его реализация потребует
сравнительно небольших инвестиций (до 2 миллиардов долларов США)
и предполагает невысокие цены на транзит нефти. Также
немаловажно, что в Западную Европу будет поставляться более
качественная слабосернистая нефть, переработка которой оказывает
не столь разрушительное воздействие на окружающую среду. К тому
же Румыния уже располагает разветвленной трубопроводной сетью: по
ее территории пролегает почти 4500 километров стальных ниток.
Есть в стране и глубоководный порт Констанца с современным
нефтетерминалом. Если "нефтеносная труба" вступит в действие в
2002 году, то через десять лет по ней можно будет перегонять до
47 миллионов тонн сырья в год, а в будущем - до 53 миллионов
тонн. Азербайджанская, а в перспективе и казахстанская, нефть
могла бы доставляться по действующим трубопроводам до российского
порта Новороссийск или грузинского Супса, на танкерах
переправляться через Черное море до терминала в Констанце, оттуда
по нефтепроводу - до итальянского порта Триест, а далее
потребителям Западной Европы. Дело, как говорится, за малым -
найти деньги.
В этом году на форуме совсем ушел в тень второй проект
транзита каспийской нефти через Балканы. Раньше, кстати, он
предлагался как наилучший. Ведь прокладка нефтепровода из Румынии
напрямую через территорию Сербии, Хорватии и Словении значительно
сокращала бы путь в Европу. В результате стоимость проекта
снижалась бы вдвое, да и на его сооружение понадобилось бы
гораздо меньше времени. Однако теперь этот вариант даже не
обсуждался. Причина одна: в США и Западной Европе и слушать не
хотят о подключении Югославии к международному сотрудничеству,
пока у власти там находится С. Милошевич. И напрасно. В кулуарах,
да и с трибуны форума не раз говорилось о том, что для того,
чтобы запустить балканский проект, надо привлечь к его реализации
как можно больше стран региона, в том числе и югославских
партнеров. Пока же за океаном предпочтение отдается другому,
более дорогостоящему (от 2,3 до 3,7 миллиарда долларов), но
политически более выгодному турецкому варианту Баку - Джейхан.
Так каким же путем потечет азербайджанская нефть в Европу?
Ответ на этот вопрос пока остается открытым. Во всяком случае,
как дипломатично заметил представитель российской компании
"ЛУКойл" в Румынии В.Добря, "проект Констанца - Триест тоже имеет
право на существование".




04-10-1999, Труд