TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Шукшин и слесарь новые герои писателя рождаются и после его смерти

Любовь ЛЕБЕДИНА.
Четверть века прошло с тех пор, как погасла одна из самых
ярких звезд русской словесности - Василий Макарович Шукшин. Ушел
он от нас навсегда в "ту страну, где тишь и благодать", оставив
после себя книги, сценарии, фильмы. Короткая жизнь его оборвалась
в ночь на второе октября 1974 года во время съемок фильма по
роману Михаила Шолохова "Они сражались за Родину" на Дону, вдали
от родных мест.
Казалось бы, с тех пор уже столько выпущено библиографических
исследований и воспоминаний о творчестве писателя, режиссера,
публициста, что всем все давно известно, но:
На днях в редакцию пришел человек и показал свою небольшую
книгу "Цветы запоздалые", выпущенную на собственные деньги в
связи с 25-летием со дня смерти Василия Шукшина с трогательной
благодарностью писателю Виктору Астафьеву за финансовую поддержку
(1 тысяча рублей) для издания этой книги.
Александр Лебедев работает слесарем на Воскресенском заводе
минеральных удобрений. Жизнь его, как он сам говорит, поделилась
на два периода: до Шукшина и после. Однажды открыв для себя
творчество Василия Макаровича, он, можно сказать, родился заново.
Мы разговорились. Спрашиваю Александра Павловича, с чего все
началось?
- А случилось это в мае 1974 года. В больничной палате, где я
тогда лежал, один из пациентов прочитал рассказы Шукшина
"Материнское сердце" и "Срезал". Прослушав их, я вдруг
почувствовал, как душа моя ожила и загрустила о чем-то дорогом.
Выписавшись из больницы, я пришел на свидание к девушке (потом
она стала моей женой), которая в этот вечер (надо же, такое
совпадение) подарила мне книгу Шукшина "Беседы при ясной луне".
К моему стыду, я тогда ничего не знал о Шукшине и не читал
его. Но после первой страницы уже не мог оторваться. Меня
захватила пронзительно чистая, правдивая, какая-то очень русская
проза. А тут как раз фильм шел "Калина красная".
Чем больше я проникал в художественный мир Шукшина, тем острее
становилось желание узнать как можно больше о нем. Его
публицистическая книга "Нравственность есть Правда" стала моей
настольной книгой, как Библия.
Рассказ гостя редакции захватывал меня все больше и больше.
Часто ли мы, увлекаясь творчеством того или иного писателя,
совершаем так называемое паломничество к тем местам, где он
родился и вырос? А вот Александр Павлович настолько проникся
судьбой Шукшина, что решил в 1979 году поехать на родину писателя
в Сростки на Алтае, где проходили шукшинские чтения и праздновали
50-летие не оцененного при жизни русского писателя. И заметьте,
он это осуществил на свою скромную зарплату, во время отпуска. В
течение 20 дней Лебедев не только прошел пешком по дорогим сердцу
Шукшина местам на Горном Алтае, но и познакомился, а потом стал
переписываться с писателями Виктором Астафьевым, Василием
Беловым, кинооператором Анатолием Заболоцким, и кинорежиссером
Юрием Григорьевым, которые многому его научили и помогли
разобраться в творчестве Шукшина.
Герои Шукшина настолько запали в душу простого рабочего, так
магически воздействовали на него, что он сам решил взяться за
перо. "Подумаешь, - скажут некоторые, - эка невидаль, да у нас в
России чуть ли не каждый второй писатель - графоман". Но в том-то
и дело, что Лебедев не стал подражать творческой манере Шукшина и
сочинять свои истории - он превратился в исследователя жизни и
творчества Шукшина.
За 20 лет Лебедев опубликовал 133 материала о Шукшине в 33
изданиях. Думаю, не просто так у него завязалась переписка с В.
Астафьевым, В. Беловым, С. Залыгиным, В. Крупининым, Г.
Горышиным, О. Фокиной, актерами М. Виноградовой и М. Ульяновым,
академиком Д. Лихачевым. Многие из них, даже не видевшие в глаза
Александра Павловича, отвечали на его письма потому, что
чувствовали в них неподкупную искренность человека, взявшегося
восстановить истинные взаимоотношения Шукшина с окружавшими его
при жизни людьми и таким образом заполнить белые пятна в
биографии писателя. Так постепенно у Лебедева собрался солидный
документальный материал. Побывав в 1984 году в Ленинграде, опять
же за свои деньги, где проходила научная конференция в честь
55-летия Шукшина, он решил издать первую в своей жизни книгу под
названием "Автографы Шукшина".
К этой заветной цели Александр Павлович шел целых 13 лет.
Почему так долго, спрашиваю его, если все материалы уже были
собраны?
- Нужны были деньги на издание книги, - ответил Лебедев. - Не
раз я обращался в Алтайское книжное издательство, но в ответ
получал письма такого содержания: ": у нас нет денег даже на
конверты:" Так у целого Алтайского края не нашлось денег, чтобы
выпустить мою книгу. Отказом в финансовой помощи ответила и
Москва. Что мне оставалось делать? Я потуже затянул ремень:
перешел на черный хлеб, картошку и подсолнечное масло. Экономил
на всем. К концу 1994 года необходимую сумму собрал и все-таки
выпустил свою первую книгу "Печальник Земли Русской ("автографы
Шукшина)".
В 1997 году у меня появилась новая мечта - выпустить вторую
книгу "Цветы запоздалые. Женщины в жизни Василия Шукшина".
- Но почему именно эту тему вы решили исследовать в жизни
Василия Макаровича?
- На этот вопрос я хочу ответить словами Гоголя: "Влияние
женщины может быть очень велико: Душа жены - хранительный
талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы; она
есть сила, удерживающая его на прямой дороге, и проводник,
возвращающий его с кривой на прямую; и наоборот, душа жены может
быть его злом и погубить его навеки:" Своим замыслом я делился со
многими писателями, знакомыми с Шукшиным. Василий Белов даже
предупреждал меня в своих письмах: ": Они (т.е. женщины Шукшина.
- А. Л.) и приврать могут:" Дело в том, что я никогда бы не
взялся за эту деликатную тему, если бы сам не любил, не страдал,
и если бы в моей жизни не произошла своя семейная трагедия :
После того как я "заболел" творчеством Шукшина и стал все деньги
тратить на поездки к людям, хорошо знавшим писателя, - жена
поставила условие: "Или я, или Шукшин:" Я выбрал творчество
Василия Макаровича и в итоге остался один.
Так вот, если бы я написал все, что мне наговорили женщины
Шукшина, то получилась бы сплошная галиматья.
Я отбросил в сторону всю ту грязь, которую они лили друг на
друга, все интимные подробности их встреч с писателем и оставил
самое существенное - отношение Шукшина к этим женщинам - в том
числе к тем, с которыми его связывало чисто деловое, творческое
сотрудничество.
В своей книге я пишу о первой любви и первой жене Шукшина
Марии Шумской (с ней он так официально и не развелся), об Ольге
Румянцевой, которую Шукшин называл своей второй матерью (так как
несколько лет жил в ее семье). О писательнице Тамаре Пономаревой,
об актрисах Лидии Александровой, Марии Виноградовой, Лидии
Федосеевой-Шукшиной. Поэтессе Белле Ахмадулиной, старшей дочери
Шукшина - Екатерине и ее маме, редакторе журнала "Москва", о
Виктории Софроновой, о первой московской любви - Людмиле
Пшеничной. А также о надежных помощницах Василия Макаровича -
Инге Фоминой и Лидии Новак, Ефимье Быстровой, сыгравшей роль
старушки Куделихи из фильма "Калина красная", о Софье Фелько -
последней видевшей в живых Шукшина:
Я смотрела на этого человека и думала о том, насколько хорошо
знал Шукшин русскую душу простого человека, способного в какой то
момент своей жизни вдруг осознать себя как личность и спросить:
"А ради чего, собственно говоря, я существую на этой Земле?" И,
уже задав себе такой вопрос, начинал "копать" все глубже и
глубже, доходя до каких-то ее истоков. При этом он мог лишиться
всего (как тот же Лебедев): дома, семьи, детей, здоровья, но
никогда не жалел об этом, потому что у него появлялась та самая
идея, ради которой он начинал жить и которая делала его
счастливым.




04-10-1999, Труд