Трудные вопросы
ЮРИЙ МАСЛЮКОВ: НАС ЖДЕТ РУТИННЫЙ ПРОЦЕСС ОЗДОРОВЛЕНИЯ.
РУСТЕМ УРМАНЦЕВ.
На вопросы "Труда" отвечает первый заместитель председателя
правительства Российской Федерации Юрий Маслюков.
- Не всегда благодарной, "по-настоящему мужской" вы
характеризуете работу в правительстве, призванном вывести страну
из кризиса. Вероятно, это отчасти ответ на острую критику, на
"антимаслюковские" выступления в СМИ?
- Средства массовой информации освещают деятельность
правительства по-разному. Вы с объективных позиций пишете о нашей
работе. К сожалению, такого нельзя сказать о ряде других СМИ.
Так, в Москве выходит несколько малотиражных изданий. Некоторые
из них принадлежат, я считаю, сомнительным людям и структурам,
финансируются в том числе иностранным капиталом. Эти газеты в
основном и выступают с антиправительственных позиций. Однако
такие издания мало кто читает, поэтому серьезного значения я им
не придаю.
Совсем другое дело, когда настоящую информационно-
психологическую войну против правительства, против Госдумы,
Совета Федерации ведут некоторые телевизионные каналы как
частные, так и считающиеся государственными, но на деле
управляемые никому не подконтрольными "группами интересов".
Последний пример такой кампании - это настойчивая
популяризация провокационных заявлений о якобы существующей
практике продажи должностей в правительстве. Характер освещения
этих заявлений, подача их в качестве первоочередной новости, а
также ряд других обстоятельств указывают на то, что речь идет не
о разовой акции, а о развертывании кампании, имеющей целью
внесение раскола в правительство, радикальную перетряску его
экономического блока и возвращение на ключевые посты
обанкротившихся сторонников монетаристского курса.
Когда два месяца назад к власти пришло новое правительство,
ситуация была на грани срыва в катастрофу.
Импорт продовольствия в более чем наполовину зависимую от
иностранных поставок страну упал почти в семь раз. Если прибавить
сюда неурожай, то угроза массового голода казалась неизбежной.
Критической была ситуация с подготовкой к зиме, а также с
северным завозом. В середине сентября представлялось, что зимой
крупные города останутся без электричества и отопления, а над
северными районами страны нависла угроза вымерзания, и тогда в
массовом порядке пришлось бы эвакуировать оттуда людей.
В последние недели благодаря очень жестким оперативным
действиям правительства угроза столь масштабной гуманитарной
катастрофы несколько отступила, хотя до конца пока не исчезла. Мы
работаем, чтобы зиму страна прошла более или менее нормально.
Одновременно приоритетами правительства России стали меры по
поддержке отечественного товаропроизводителя, политика наведения
порядка в сфере военно-технического сотрудничества с зарубежными
странами, защита внутреннего рынка. Все это вызывает ожесточенное
противодействие. Не случайно, что инициаторами
антиправительственной кампании стали некоторые иностранные
структуры и выражающие их политические интересы влиятельные силы
в Москве.
Честно следует признать, что еще какое-то время социально-
экономическая ситуация в стране по инерции будет ухудшаться, а
правительство вынуждено будет принимать непопулярные меры. Такое
положение вещей объективно предопределено крахом курса,
проводившегося предыдущими правительствами в последние семь лет.
Так вот, на экономический блок нынешнего правительства и
персонально на меня планируется свалить всю ответственность за
положение в стране и под этим предлогом навязать президенту -
ориентировочно в январе- феврале - соответствующие кадровые
замены.
В данной ситуации я рассчитываю на активную поддержку
председателя правительства Евгения Примакова, Совета Федерации,
конструктивного большинства Государственной Думы, руководителей
реального сектора экономики, широкой общественности и
ответственных средств массовой информации. По моему глубокому
убеждению, сейчас не время для политических интриг Необходимо
последовательно заниматься созидательной работой по спасению
экономики России.
- "Труд" в свое время опубликовал интервью с вами - тогда
министром промышленности и торговли под заголовком "Шесть условий
Юрия Маслюкова". Тогда правительством Сергея Кириенко эти ваши
условия, видимо, выполнены не были? Как с этим обстоит дело
сейчас?
- На самом деле Кириенко все выдвинутые условия принял.
22 августа им было подписано соответствующее постановление
правительства, однако оно не вышло в связи с тем, что 23 августа
весь кабинет был отправлен в отставку.
Что касается настоящего момента, то я не удовлетворен, в
частности, тем, как решается ряд вопросов в сфере военно-
технического сотрудничества, кадровые вопросы в ГК
"Росвооружение"...
- 3 сентября вы по собственной инициативе решили выйти из
правительства, которое возглавлял и.о. премьера Виктор
Черномырдин. То было ваше принципиальное несогласие с
экономическим "кредо" его команды или требование КПРФ, членом
которой вы являлись?
- Я переговорил с Виктором Степановичем и убедился, что его
взгляды на торговую и промышленную политику сильно отличаются от
моих. Это явилось причиной моего заявления об отставке. Правда,
через несколько дней у меня вновь был разговор с Черномырдиным,
он предложил мне стать его первым заместителем, однако я согласия
на это не дал.
- Вас называют "левым", "красным", просто "партийным"
вице-премьером. И хотя в прессе и на ТВ вы отвечали на такого
рода вопросы, - что вы скажете на это читателям "Труда"?
- Действительно, я являюсь членом ЦК КПРФ, от своих убеждений
не отказывался и отказываться не собираюсь.
Однако в правительстве Примакова все мы вне зависимости от
убеждений и партийной принадлежности являемся членами одной
команды профессионалов. Я считаю, что премьер и костяк его
команды должны доработать до президентских выборов 2000 года.
Иначе, очень опасаюсь, страну вновь ждет политическая
нестабильность, очередной виток жесткой конфронтации между
ветвями власти и, как следствие, - сползание в хаос.
- С правительством Примакова и с вами в том числе многие
связывают надежды на возрождение отечественной промышленности.
Насколько реальны эти надежды в столь сложной ситуации?
- Я пришел в правительство с такими же надеждами.
Рассчитываю, что они сбудутся. Однако, трезво оценивая
нынешнюю ситуацию, полагаю, что произойдет это не так скоро, как
хотелось бы.
- Но сможет ли наша страна возродить отечественную
промышленность без помощи Запада?
- Давайте отвыкать от иждивенческих терминов. На основе
"помощи" ничего возродить нельзя. "Помощь", которая
предоставлялась России, если не считать, конечно, гуманитарной,
не просто поставила нас в зависимость от кредиторов, но и
обеспечила сырьевую переориентацию экономики, включая уничтожение
конкурентоспособных высокотехнологичных производств. А сырьевая
ориентация - фактор стратегического риска, так как ставит
национальную экономику в зависимость от наименее стабильных
мировых рынков сырья. К сожалению, пока в 1998 году мы от такой
зависимости не пострадали, указания на эту азбучную истину
считались чуть ли не антирыночной пропагандой.
Выйти из сегодняшнего положения за счет "помощи" нельзя, а
можно только на основе взаимовыгодного сотрудничества, в том
числе привлечения прямых инвестиций. В этой сфере наработаны
заделы, которые пора реализовать. Прежде всего принять закон о
концессиях, скорректировать соглашения по разделу продукции и не
ухудшать условия реализации инвестиционного проекта до его
окупаемости. Это даст инвесторам - и не только иностранным, но и
российским - стабильность и предсказуемость.
Многое можно сделать и без принятия законов. Например, есть
Государственная комиссия по защите прав инвесторов.
Кто и когда слышал про ее существование? Сделала ли она хоть
что-нибудь? А ведь просто вовремя рассматривать жалобы
отечественных и иностранных инвесторов и принимать необходимые
меры - уже великое дело.
Далее: есть Консультационный совет по иностранным инвестициям.
Надо развивать его - в том числе создать на его основе механизм
постоянных рабочих консультаций с правительствами и крупнейшими
корпорациями зарубежных стран. Наконец, есть комиссия "Гор -
Черномырдин".
Почему не сделать такую же с объединенной Европой? С Китаем?
Все это простые организационные меры, которые дадут быструю и
высокую отдачу.
Иностранцы жалуются на непрозрачность нашего бухучета.
Правильно жалуются. Нам надо перевести его на международные
стандарты. Это тяжело, но программа такого перевода уже
наработана.
- Вопрос, который тревожит сейчас многих: рубль - доллар...
- Не волнуйтесь: девальвация уже случилась. В 2,5 раза. И я бы
на вашем месте спрашивал не только о "рубле - долларе", но и о
"рубле - евро". Россия все-таки европейская страна.
- Когда государство рассчитается с долгами по заработной плате
и пенсиям и будет ли проведена компенсация?
- Долг федерального бюджета и регионов перед населением - наша
постоянная боль. Но если просто напечатать деньги и раздать их,
будет такая инфляция, что не останется ни бюджета, ни населения.
Поэтому мы будем возвращать долги постепенно, в рамках
возможного.
Погашение долгов перед населением начнется с ноября, а
закончится в 1999 году. Тогда же намечена и компенсация роста цен
для самых бедных. В 1999 же году будут проиндексированы наиболее
низкие пенсии и зарплаты бюджетникам. Будет погашаться долг по
зарплате, который возник из-за недофинансирования федерального
государственного заказа. Наконец, до конца года правительство
разработает и внесет в Госдуму проект закона, который позволит
привязать минимальный уровень зарплаты и пенсий к прожиточному
минимуму.
- Но где на все взять деньги? Эмиссия? И что означает однажды
произнесенная вами фраза о том, что нам предстоит жить "в
ограниченном инфляционном режиме"?
- Фраза означает, что никто больше не будет ради улучшения
статистики душить живую экономику. В следующем году инфляция
составит 25-30 процентов. На этом уровне она позволит
восстанавливать хозяйство.
Еще один момент: после 17 августа денежная масса сократилась -
деньги "сгорели" в обанкротившихся банках.
И никто не знает, сколько денег осталось, потому что
неизвестно точно, сколько банков рухнуло. Этот процесс
продолжается.
Сегодня мы увеличиваем денежную массу на 12 млрд. руб.
Это немного меньше 1 млрд. долл.. Так мало, что даже МВФ не
против. Но если раздать этот минимум банкам - потрясения
обеспечены: завтра же все деньги будут на валютном рынке, и от
государства потребуются жесткие меры - в первую очередь по
обузданию тех же банков.
Такой путь ведет к ограничению рынка, а значит - снижает
эффективность и конкурентоспособность. Это не наш путь.
Основная часть вводимых в оборот денег пойдет не банкам, а
населению, которое потратит их в основном на покупки товаров,
поддержав отечественное производство. В валюту оно вложит не
более 10 процентов, что не представляет для рынка никакой угрозы.
Пока мы не знаем, сколько денег осталось в обороте, не знаем,
достаточно ли 20 млрд.руб. для восстановления нормального
функционирования экономики, для вытеснения из оборота денежных
суррогатов полноценным рублем. Если нет - мы предпримем новые
меры, но всегда, перед тем как сделать следующий шаг, будем
заранее обеспечивать его полную инфляционную и валютную
безопасность.
- Евгений Примаков в одном из своих выступлений сказал:
"Приватизация проводилась в интересах отдельных групп людей,
предприятиям же не становилось лучше". Означает ли это отмену
приватизации "по Чубайсу"? Во всяком случае, фраза "страну
разворовали" прочно засела в головах россиян, мы это хорошо
ощущаем по редакционной почте. Читатели, в частности, спрашивают:
будут ли предприняты меры по привлечению к ответственности
авторов пирамиды ГКО, неизвестно на чем обогатившихся олигархов?
- Передела собственности не будет. Я понимаю, что всем хочется
справедливости. Но за минувшие годы сложилась новая структура
экономики. Плохая структура, но другой нет. Заново делить
собственность - значит заново ломать страну. Никакая
справедливость не стоит этого.
Нас ждет нормальный, даже рутинный процесс оздоровления
управления предприятиями. Суть его проста:
если владелец довел предприятие до такого состояния, что оно
даже налоги не может платить, предприятие банкротится и продается
с аукциона.
Беда в том, что большинство предприятий доведено до ручки и
никому, даже их собственным кредиторам, не нужно. На аукционе их
никто не купит. И здесь государство должно сделать следующий шаг
и признать свою ответственность за деградацию реального сектора.
Ведь когда из 50 тысяч предприятий стоят 20 - это вина 20
директоров.
А когда из 50 тысяч предприятий стоят 20 тысяч - это даже
теоретически может быть виной только государства. Значит, оно и
должно исправлять ситуацию.
Один из способов - работа в режиме обычной финансовой
компании, которая дешево покупает плохой бизнес (забирает за
долги), потом оздоравливает его, меняя управляющих или передавая
в доверительное управление, а затем дорого продает. В нашем
случае предприятия можно продавать доверительным управляющим
-тем, кто их оздоровил. Заодно получим тот самый класс
эффективных собственников, о котором так вдохновенно говорили все
кому не лень.
- Новое правительство работает неполных два месяца. Но чуть ли
не с первого дня его начали жестко критиковать за отсутствие
программы по выводу страны из кризиса. Сейчас она есть. С
программами у нас, как известно, всегда было замечательно, куда
хуже с их реализацией...
- Вашу уверенность в том, что "с программами у нас всегда было
замечательно", к сожалению, разделить не могу. К событиям 17
августа нас привели именно попытки прошлого правительства
реализовать его программу, восторженно принятую МВФ...
- Говорят, у вас богатая библиотека исторической литературы.
Какую параллель из истории нашей страны вы бы напомнили в связи с
сегодняшней ситуацией в России?
- Наверное, параллель со смутным временем начала XVII века.
- На китайском языке слово "кризис" состоит из двух
иероглифов: первый означает "опасность", второй - "шанс".
С опасностью, кажется, более или менее ясно. Как насчет шанса?
- Шанс, безусловно, есть. Вопрос в том, сможем ли мы его
использовать. Или будем продолжать заниматься политическими
интригами, информационными войнами против правительства,
Государственной Думы, Совета Федерации и тем самым окончательно
погубим страну.
05-11-1998, Труд