TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Сделано в россии

ПАВЛОВСКИЙ АВТОБУС: 65 ЛЕТ В ПУТИ.
ВЛАДИМИР ДОЛГОДВОРОВ.
В РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКЕ УДАЛОСЬ СОХРАНИТЬ.
ЕДИНСТВЕННОЕ В СТРАНЕ ПРОИЗВОДСТВО АВТОБУСОВ.
Россия сильна провинцией. Эту ставшую расхожей фразу невольно
вспоминаешь, когда знакомишься с людьми и делами ОАО "Павловский
автобус". Предприятие находится в мало кому известном городке
Павлово-на-Оке с населением около 70 тысяч человек. Но зато вряд
ли найдется в России человек, который не знаком с продукцией
завода - привычными всем "пазиками". В нынешнем году с конвейера
предприятия сошел 500-тысячный автобус. А первый, выпущенный 65
лет назад, навсегда замер на почетном постаменте неподалеку от
заводской проходной.
Сегодня "пазики" колесят по дорогам всей необъятной России,
стран СНГ. На них ежедневно перевозят семь миллионов пассажиров.
Они стали обычными и на улицах больших городов в качестве
"маршруток". К тому же эти машины, что называется, ладно скроены
и крепко сшиты. Последнее обстоятельство - крайне важное для
российских дорог По проходимости "пазикам" нет равных. Да и по
уровню комфорта они медленно, но верно приближаются к зарубежным
аналогам, что еще раз подтвердил последний московский автосалон
"Мотор-шоу-98".
На основе базовой модели "ПАЗ-3205" создано около двадцати
типов машин различного назначения: для городских и междугородных
линий, туристические и ритуальные, медицинские и для перевозки
инвалидов-колясочников. Специальные автобусы - для перевозки
школьников заказал мэр Москвы Юрий Лужков.
Наравне с боевой техникой несут они и военную службу. Как
метко заметил генеральный директор ОАО Виктор Костромин, вся
жизнь которого связана с родным заводом, павловские автобусы
сопровождают человека от рождения до смерти. Добавим к этому, что
предприятие выполняет спецзаказы по производству машин для работы
в условиях и Заполярья, и экваториальных стран, а также
повышенной проходимости, в том числе и для горных дорог
Такое вот уникальное предприятие наперекор всем невзгодам и
экономическим потрясениям смогло не только удержаться на плаву во
время финансовых бурь, но и продолжает развиваться.
Если его ближайшие "родственники" - Ликинский и Курганский
заводы практически простаивают, а Львовский оказался за пределами
России, ОАО "Павловский автобус" намерен выпустить в этом году
около девяти тысяч машин, в то время как два года назад с
конвейера их сошло 7300. Подъем налицо. Но и этим показателем
здесь не очень довольны: производственные площади позволяют
выдавать до 11 тысяч автобусов ежегодно.
Спрос на них не удовлетворен, но выпуск сдерживается.
Сказывается общая беда. "Живыми" деньгами завод получает за
свою продукцию менее десяти процентов средств. Все остальное -
взаимозачеты, пресловутый бартер. К тому же в отличие, скажем, от
легковых автомашин, автобусы покупают не богатенькие люди - они
им не нужны, а в основном муниципальные образования, бюджет
большинства из которых трещит по швам.
В таких условиях можно было поступить проще - сократить
производство. Но павловчане на это не пошли. Виктору Костромину
удалось создать надежную команду единомышленников. Из своих,
павловских. Эти люди понимают, что, как пойдут дела на заводе,
так и будут жить почти все горожане: судьба каждого второго из
них так или иначе связана с ОАО. К тому же завод содержит на
своем балансе, как это ни трудно, более трети социальной сферы
города. Вот люди и выкладываются, не считаясь со временем, не
жалея сил. Пожалуй, только в такой российской глубинке сейчас
невольно вспоминаешь изрядно подзабытое слово "патриотизм", хотя
подобных громких фраз здесь вслух и не произносят.
Не рассчитывают павловские автобусостроители и на помощь
государства, хотя обеспечение потребностей России в
отечественных машинах - задача, согласитесь, далеко не местного
значения. Чтобы сохранить мощнейшее производство, руководство
"Павловского автобуса" идет на все - на рассрочку и отсрочку
платежей, на лизинг .. Приходилось торговать даже нефтью и
бензином, которые поступали по длинным бартерным цепочкам. А с
поставщиками комплектующих, за электроэнергию и многое другое
рассчитывались своими автобусами. Благо, спрос на них, как уже
отмечалось, неизменно высокий. И будь в бюджетах городов и
районов средства, жили бы в Павлове-на-Оке припеваючи. Нет
средств и у армии, хотя только для военных городков требуется
более двух тысяч надежных павловских автобусов.
Обнадеживают отдаленные перспективы. В развитых странах давно
поняли, что будущее - за общественным транспортом.
Бурный рост парка личных автомобилей привел к недопустимой
загазованности крупных городов, а уличные "пробки" давно уже
стали явлением интернациональным. Во многих мегаполисах для
общественного транспорта выделены специальные полосы движения, и
это вполне себя оправдывает. Вольно или невольно этим путем
неизменно пойдет и Россия.
ОАО "Павловский автобус" - в десятке крупнейших предприятий
Нижегородской области, и невнимание государства к развитию
отечественного автомобилестроения пытаются, в меру своих сил и
возможностей, компенсировать областная администрация, областное
законодательное собрание. На продукцию предприятия делается
областной заказ. Завод в числе первых в регионе получил несколько
миллионов долларов валютного кредита из еврозайма под выгодную
ставку 11,5 процента годовых. Общая сумма кредита составит 15
миллионов долларов. Подобная поддержка позволила предприятию
подготовить выпуск десяти- и двенадцатиметровых автобусов
вместимостью до 120 человек, рассчитанных как на городские, так и
на междугородные перевозки. Павловчане надеются, что со временем
они заменят дымящие "Икарусы" и потрепанные "МАНы".
Но это - дело будущего. Пока же основа существования завода -
те самые "пазики", которые мы видим на улицах наших городов.
Они как небо от земли отличаются от первенца, собранного в
далеком 1952 году. Остроносые, созданные на базе грузовика
"ГАЗ-51", они тем не менее в свое время в немалой степени решили
проблему перевозки пассажиров на всей территории бывшего СССР.
Машины, которые завод выпускает сегодня, внешне мало чем
отличаются от зарубежных аналогов такого класса: современный
дизайн, просторный салон, большие окна...
По желанию заказчика в них можно создать любой уровень
комфорта, на любой вкус. Но и цена соответственно будет иной.
Базовую модель сегодняшнего "пазика" высоко оценили не только
пассажиры, но и водители, и руководители автотранспортных
предприятий. Вот что говорит, например, заместитель начальника
Нижегородского пассажирского АТП-7 Владимир Лапаев:
- Многие "пазики" у нас бегают с начала восьмидесятых годов.
Некоторые при заводской гарантии 190 тысяч прошли свыше
четырехсот тысяч километров, что говорит об их высокой
надежности. Я не представляю, что творилось бы на улицах нашего
полуторамиллионного города, не будь этих машин. Именно они
снижают напряжение, особенно в часы пик.
А вот мнение водителя Владимира Карданова:
- Я двадцать лет работаю на "пазике", привык к нему. Машина
высокоманевренная, а потому незаменима при езде на перегруженных
улицах больших городов. Надежна. Но есть и пожелания - движок бы
ей помощнее, да систему торможения с гидравлической перевести на
воздушную.
Кстати, на ОАО "Павловский автобус" традиционно интересуются
мнением эксплуатационников, учитывают малейшие их замечания и
пожелания. Здесь постоянно ведется реконструкция производства,
совершенствуется технология. За последние пять лет
производственные площади удвоились. Появилось много нового
оборудования. Так, совсем недавно пущен современнейший окрасочный
комплекс. На собственные средства возводятся больница, жилые
дома... Кстати, со строителями рассчитываются все теми же
автобусами.
Последняя наша встреча с генеральным директором ОАО Виктором
Костроминым состоялась на заводском стадионе во время игры
местного футбольного клуба "Торпедо". Стадион переполнен. И
неудивительно: других развлечений в наше время у рядовых
павловчан просто нет. Сюда они приходят не только поболеть за
любимую команду, но и, как говорится, на людей посмотреть, себя
показать. Кстати, команда павловского "Торпедо" заняла в своей
зоне почетное второе место.
Руководство ОАО ухитряется найти средства не только на
содержание команды и стадиона. Все лето с полной нагрузкой
работал детский оздоровительный лагерь. Бурно кипит жизнь в
заводском Доме культуры. Никогда не пустует плавательный бассейн.
Помогает завод в меру сил местному филиалу Нижегородского
технического университета, техникуму, подшефным школам, ибо их
выпускники - будущие работники предприятия.
И хотя не столь велика зарплата в ОАО - в среднем 930 рублей в
месяц, да и выдается она, увы, с задержками, завод в отличие от
многих других живет и работает. А значит, живет и город. Потому
что "Павловский автобус" обеспечивает более половины его бюджета.
Проблем здесь хоть отбавляй. Но главное - не опускать руки.
Именно этим и сильна нижегородская глубинка. Завод, как и в
доперестроечные времена, работает в две смены. Более того,
периодически рабочими днями объявляются и субботы. И это в то
время, когда повсеместно растет безработица, сокращаются рабочие
места...
С кем бы ни разговаривал я в Павлове, все, как будто
сговорившись, в ответ на вопрос, как же удалось заводу выстоять в
буре экономических катаклизмов, ставили это в заслугу
генеральному директору Виктору Сергеевичу Костромину. Ему люди
доверяют свою судьбу, свое будущее.
- Я сравниваю наш коллектив с одной большой семьей,- говорит
Виктор Костромин.- В такой семье не купишь с одной зарплаты
каждому по обновке. Так не бывает. Сначала покупают одному, потом
- другому. Так и в наших делах. Люди видят сдвиги в работе,
чувствуют заботу о себе и потому с пониманием относятся к
ситуации, в которой оказалось предприятие, к возникающим
трудностям. Несмотря ни на что, нам удалось сохранить трудовой
коллектив - по инициативе администрации не уволено ни одного
человека. Хотя мы точно так же, как и другие отечественные
товаропроизводители, в полной мере страдаем от несовершенства
экономических реформ, от грабительской системы
налогообложения...
Понять горечь генерального можно. Мы чуть ли не ежедневно
слышим заявления и руководителей правительства, и депутатов
Госдумы, и самого президента России, наконец, о необходимости
всемерной поддержки отечественной промышленности. Но что сделано
для этого? Да ничего. Наши товаропроизводители, от которых, без
преувеличения, зависит будущее всей нации, живут по тем же
законам, что и всевозможные фирмы, занимающиеся перепродажей уже
готовой продукции, как правило, импортной.
Вряд ли есть еще одна цивилизованная страна в мире, которая бы
в такой степени пренебрегала национальными интересами.
ОАО "Павловский автобус" крайне нуждается в долгосрочных
кредитах. Не на проедание - на развитие производства, на выпуск
продукции, которая полностью востребована. Но государство, как
уже отмечалось, остается в стороне. Банки предлагают лишь
краткосрочные займы. Правда, свою кредитную линию открыл
"Альфа-банк". Намеревался сделать это и "Инкомбанк", да погорел.
Больше интереса к предприятию никто не проявил, несмотря на то,
что вложенные в него средства гарантированно окупятся, причем с
солидным "наваром". Автобусы российского производства - и те, что
выпускаются сейчас, и те, что сойдут с конвейера в ближайшие
годы, на 20-30 процентов дешевле зарубежных аналогов.
Несмотря на все трудности, единственное в России оставшееся
"на плаву" автобусостроительное предприятие уверенно смотрит в
будущее. И об этом - наш следующий рассказ на страницах "Труда".
ПАВЛОВО-на-ОКЕ.
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.




05-11-1998, Труд