TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Юрий рыбчинский: у москвы позвонче голос

ИЗВЕСТНЫЙ
ПОЭТ-ПЕСЕННИК ПО-ПРЕЖНЕМУ СЧИТАЕТ БЕЛОКАМЕННУЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ
СТОЛИЦЕЙ ВСЕГО БЫВШЕГО СОЮЗА.
Станислав ПРОКОПЧУК, соб. корр. "Труда".
"Россияне заполонили наши сцены"... "Московские певцы вывозят
из Украины все деньги"... "Из-за пугачевых, киркоровых да малининых
мы не можем пробиться к своему же зрителю"... Подобные сетования
в последнее время не раз приходилось слышать в Киеве от тех,
кто близок к здешнему шоу-бизнесу.
С оценки подобных настроений и начался разговор с известным
поэтом, народным артистом Украины Юрием Рыбчинским. Его песни
"Виват, король", "Ой, летели дикие гуси", "Течет вода", "Зелен
клен", "Пилигримы", "Романсеро", "Берега", "Мамбо последней любви",
"Пиросмани", "Ночное такси" и десятки других занимают значительное
место в репертуаре С.Ротару, А.Малинина, Т.Гвердцители, И.Аллегровой,
А.Варум, Лолиты, И.Демарина, В.Леонтьева... - С моей точки зрения,
украинский зритель долго еще не будет считать звезд эстрады из
России, Белоруссии, Прибалтики, Грузии иностранными, - утверждает
Юрий Рыбчинский. - Ведь сколько лет мы прожили в одном государстве!
Эти певцы по-прежнему "наши". А то, что в Украину приезжает огромное
количество российских звезд, свидетельствует лишь о повышенном
спросе на них. Это, естественно, создает конкуренцию украинским
исполнителям, вот кое-кто и проявляет "изоляционистское" недовольство...
- Слышал, некоторые горячие головы даже призывают ввести эмбарго
на концерты россиян.
- Если подходить с таких позиций, тогда производители украинских
сигарет должны протестовать по поводу того, что я, как и тысячи
других курильщиков, отдаю предпочтение американской продукции.
Сетуют, что российские исполнители увозят отсюда деньги, - ну
так, во-первых, они их не крадут: им платят за работу. Во-вторых,
это мизер по сравнению с тем, что зарабатывают иностранные фирмы,
товары которых заполонили наши магазины. Можно протестовать и
против этой "иностранной интервенции", но у покупателя-то свой
интерес: он хочет иметь добротный продукт... Я уж молчу о коррупционерах
и прочем криминалитете, уводящем деньги Бог знает куда.
- То есть вся проблема в качестве эстрадного "изделия"?
- Безусловно. От того, что сюда не будут приезжать Пугачева,
Киркоров, Леонтьев и другие, профессиональный уровень украинских
исполнителей не поднимется. Он вырастет лишь в том случае, если
для начала вернуть всех наших украинских звезд, хотя бы половину,
живущих нынче в Москве. Скажем, Леонтьева, Долину, Варум, Лолиту,
Таню Овсиенко, Демарина, Витаса, Меладзе, Титомира. Тогда украинская
эстрада станет снова такой, какой она была до 1991 года. До этого
она была конкурентоспособной по отношению к российской. Значит,
нужно ответить на вопрос, почему звезды уехали. Они, что, так
уж не любили Украину? Да нет. Дело в том, что их не удовлетворяли
здешние условия работы. Такой же мощный отток за рубеж талантливых
актеров произошел и в наших театрах. И надо отдать должное России,
сказать ей спасибо за то, что талантливых пришельцев она не отторгла,
не ставила им палки в колеса, не заявляла: возвращайтесь к себе,
так как вы составляете конкуренцию нашим исполнителям и забираете
их деньги.
- А как вернуть в Украину покинувших ее деятелей эстрады?
- Нужно не стенать по поводу наплыва московских соперников,
а учиться цивилизованно конкурировать, создавать условия для
подъема украинской эстрады, которая в последнее время стала просто
полунищей.
- Какие именно условия?
- Ввести, к примеру, льготное налогообложение. Было бы идеально
создать Банк культуры, который поддерживал бы серьезные проекты
в эстраде, кино, театре. Речь даже не о спонсорстве, а о нормальном
ссуживании средств: есть проекты, которые прекрасно бы окупились.
Если б вы знали, на какие унижения приходится идти, чтобы выпросить
деньги, скажем, на концерт молодых исполнителей в зале "Украина"...
- Спонсоров вы сбрасываете со счетов?
- Вовсе нет, просто спонсором у нас быть невыгодно. Необходимо
принять закон о спонсорстве, меценатстве в области культуры и
спорта, когда человек, который дает деньги на эти цели, не облагается
такими, как нынче, налогами. Россия и тут впереди. У нас же бизнесмен,
который намерен помочь культуре, будет наказан дополнительным
налогообложением и массой хлопот с проверками. Просто нужно меньше
говорить о возрождении культуры, а больше ей помогать на деле.
Ведь культура - среда нашего обитания, экология души. Деньги,
вложенные в нее сегодня, окупятся сторицей, так как помогут воспитать
нравственно здоровое, социально активное поколение. Но у нас,
к сожалению, еще не научились вкладывать с умом деньги в культуру.
Посмотрите, как умело делает это Игорь Крутой. "Песня года" -
очень дорогое мероприятие, но он умудряется получить от него
доход.
- Легко ли сегодня украинским исполнителям попасть в лучшие
концертные залы Москвы? Вероятно, нужны большие деньги, чтобы
прорваться туда?
- А что, для российских исполнителей все это бесплатно? Наши
София Ротару, "ВВ", "Океан Эльзы", "Верка Сердючка", "Кролики"
- всегда желанные гости в Москве, потому что их знает и любит
зритель. И российские организаторы шоу-бизнеса не делят "звезд"
на своих и чужих: главное, чтобы концерты имели успех. Для этого
они готовы "раскручивать" и наших.
- А сами-то давно были в Москве? Не порушилась ли за годы
"незалежности" дружба с тамошними коллегами, друзьями?
- Я бываю в Москве почти каждые два месяца. Не только потому,
что там живут многие мои исполнители, друзья - композиторы Максим
Дунаевский, Будник, Горобец... Автору, как и артисту, нельзя
вариться в собственном соку, не выезжая за пределы Киева, Украины.
Чтобы кругозор был пошире, чтобы своей же стране приносить большую
пользу, нужен выход на международную аудиторию, задающую тебе
высокую планку. Белокаменная и задает нам такую планку. Всегда
возвращаюсь оттуда в Украину с новыми идеями...




08-08-2002, Труд