TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Отрава по льготной цене

Александр ПЕТРОВ.
На Самарский ликеро-водочный завод я пришел со своей бутылкой,
купленной за тридцать пять рублей. Державная корона
символизировала несокрушимую крепость "Губернаторской водки".
Наклейка на ней отливала золотом. Призывно светились четыре
медали, гарантируя вроде бы высокое качество. Именно из такой
красавицы я однажды принял на грудь граммов сто пятьдесят, и мой
организм едва не рухнул:
Ставлю бутылку на стол директора маркетингового центра Нины
Кашицыной и предлагаю определить: фальшивая или нет? Нина
Федоровна осмотрела бутылку, спросила, где купил, и лишь после
этого сказала уверенно:
- Хорошая водка. Наша:
На душе у меня отлегло. Мы так и вели разговор - с непочатой
бутылкой на столе, удивляя то и дело входящий народ. На хорошую
водку и спрос хороший. Технологию ее производства "переписать"
можно, но водку скопировать нельзя. К примеру, целебная травка
"росторопша" стала на заводе не менее целебной водкой.
Горячительный напиток для скрашивания дальних дорог получил
название "Спутник". "Брусника" тоже говорит сама за себя. В
"Губернаторской водке" я сначала не распознал державной идеи,
узрев лишь почтительный поклон Константину Титову. Но идея
оказалась не столь узкой. Россия состоит из регионов, которыми
руководят губернаторы. Эта должность символизирует
государственность. Не случайно центральное место в дизайне
отведено короне Российской империи. Как назидание: думай о
Родине, даже когда пьешь горькую:
За девять месяцев Госторгинспекция проверила в Самарской
области около пяти тысяч литров ликеро-водочной продукции.
Пятьдесят пять процентов не соответствует установленным нормам по
самым разным показателям. Часть напитков вообще фальсифицирована.
Подпольные цехи периодически "бомбят" правоохранительные органы,
бочки с нелегальным спиртом задерживает таможня, но этот
подпольный бизнес искоренению пока не поддается.
В Самарской области работает около сорока фирменных магазинов,
так что на подделки попадаются лишь раззявы, вроде меня: ту
бутылку с "отравой" я купил в киоске. А покупателя порой надо
защищать и от напитков, которые выпускаются вполне официально. В
области восемнадцать производителей водки. Ни один из них не дает
качества, равного Самарскому ликеро-водочному.
- Если к этому предприятию у нас нет претензий, - сказал мне
директор Центра стандартизации, метрологии и сертификации
Самарской области Юрий Зорин, - то к другим возникают серьезные
вопросы:
Область потребляет 3100 тысяч декалитров в год. Самарский
завод вполне мог бы удовлетворить этот спрос, но вынужден
производить водки в два с половиной раза меньше. Большую часть
этого года коллектив вообще работал неполную неделю. А народ, не
шибко вникая в качество, хлещет ту водку, что дешевле на
пять-семь рублей:
Можно посетовать на культуру потребления и неразборчивость
наших граждан. На то, что у народа нет денег, хотя разница в цене
хорошей водки и плохой минимальная. Все это так. Но ведь нужны и
государственные механизмы защиты потребителя, вполне
укладывающиеся в принципы рыночной экономики. Во-первых, все
предприятия, производящие русский национальный напиток, не должны
иметь каких-либо налоговых льгот, чтобы конкурировать на равных.
Хотя в других регионах эти льготы есть, и дешевая, не всегда
доброкачественная водка едет оттуда в Самару. А если еще часть
налогов разрешают использовать на развитие производства, цена
водки искусственно занижается, и честного соперничества уже не
жди...




05-11-1999, Труд