TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Как живешь, провинция? передел

БЫЛА СЕЛЕДКА ПРОСТАЯ - СТАЛА ЗОЛОТАЯ
ПОЛНЫЙ НЕВОД ПРОБЛЕМ ТЯНЕТ РЫБНУЮ ОТРАСЛЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ДНО.
Дмитрий ЛАТЫПОВ.
На владивостокском рынке "Вторая Речка" недавно появился новый
рыбный павильон. От него до рыбокомбината - и километра не будет.
Казалось бы, цены на морепродукты должны быть невысокими. Но
идешь вдоль прилавков - дух захватывает. При изобилии красной
икры, креветок, крабов - да что только душа не пожелает - на
ценниках трехзначные цифры. Самая "дешевая" селедка, и та людям с
малым достатком не по карману: 45-50 рублей за килограмм. Правда,
на берегу рыбаки продают ее с борта судна по 8 рублей. Почему же
она, пока "доплывет" от трюма до прилавка, дорожает в 8 раз?
"Раньше рыба была копеечная", - вздыхают владивостокцы. И
знаете, почему? При советской власти налог с рубля в рыбной
отрасли составлял 7 копеек. Но и эта смехотворная сумма
покрывалась государственной дотацией: 41 копейка на тот же рубль.
Сегодня никаких дотаций нет, а налог поднялся до 12 копеек.
Отсюда - и рост цен. В Японии, например, государство ежегодно
выделяет по полтора с лишним миллиарда долларов для поддержки
своих рыбаков, но и там морепродукты дороже мяса. Потому что
именно они содержат легко усваиваемый белок животного
происхождения. Так что наши цены на рыбу еще божеские. Правда,
зарплаты ни в какое сравнение с другими странами не идут. Поэтому
федеральному центру следовало бы определиться с вопросом: для
чего добывается рыба в стране - чтобы наполнить бюджет или чтобы
накормить несытое население ценным продуктом питания? Пока
совместить эти две задачи нереально.
- Рыбную отрасль, - считает гендиректор "Дальморепродукта"
Юрий Диденко, - сокрушила бездарно проведенная приватизация. Был
допущен элементарный просчет: не провели индексацию основных
фондов. А когда цены на все подскочили в сотни раз, у предприятий
не оказалось оборотных средств. Где взять деньги? В банке? Но там
берешь 1 рубль, а вернуть надо 3,8 рубля. О какой прибыли можно
говорить? Выжить бы. Оставалось одно: отдавать суда в чартер, то
есть судно работает под российским флагом, с нашим экипажем, но
на иностранца.
Прошлогодний августовский кризис подорвал "Дальморепродукт"
окончательно. Иностранцы потребовали немедленной выплаты 74
миллионов долларов. В противном случае намеревались арестовать
пять судов, на которые они уже выдали кредиты плавбазы и груз.
Спасла дальневосточников датская компания "Лавиния", которая
заплатила 60 миллионов долларов до суда. Но при этом выставила
условие: все грузы "Дальморепродукта" будут доставляться
транспортом "Лавинии". Так сегодня выживает крупнейшая
рыбодобывающая компания России. Что же говорить про мелкие - те
полностью разорены.
Вот рыболовецкий колхоз "Огни" из поселка Терней раздал в
аренду все девять принадлежащих ему сейнеров. Фирмы и компании их
нещадно эксплуатировали, стремясь побольше заработать. При этом,
несмотря на договоры, колхозу никто за аренду не заплатил. Почти
пять лет люди не видят зарплаты.
Первым делом нового руководства стало возвращение в родной
колхоз четырех судов, которые находились в оперативном управлении
у иностранной фирмы "Навигатор". Мало того, что она ни копейки не
внесла в колхозную кассу за 10 тысяч тонн выловленной и
переданной ей рыбы, так еще и судоремонт не провела после
чрезмерной эксплуатации.
А вот сейнер "Победный" пришлось забирать у какой-то и вовсе
непонятной фирмы. Когда представители власти явились на борт, то
"фирмачи" были несказанно удивлены: "Вы что, офонарели? Мы ж на
общак работаем". Колхозу от криминала, естественно, ничего не
доставалось.
- Многие предприятия сейчас попадают в зависимость либо к
иностранным компаниям, которые выделяют кредиты, а потом
потихонечку прибирают к рукам суда, либо к так называемым теневым
структурам, - говорит председатель комитета рыбного хозяйства
администрации Приморского края Владимир Сидоров. - Они через
подставных лиц загоняют предприятие в долги и через арбитражный
суд отсуживают их. Эта просто беда, из которой мы не видим
выхода:
В цену той же селедки заложено 25 процентов стоимости
перевозок. Сегодня доставить продукцию из районов промысла на
берег - проблема. Крупнейший рефрижераторный флот, который имела
компания "Востоктрансфлот", фактически распродан. Поэтому на
перевозчиков - большой спрос. Они стали взвинчивать цены. Доходит
до абсурда. Стоимость доставки тонны минтая из района Западной
Камчатки в южнокорейский порт Пусан - 100-110 долларов. Переход
длится примерно 4-5 суток. Оттуда же до Петербурга - 45 суток
пути, а транспортировка обходится лишь в 150 долларов. Где тут
логика?
Но больше всего накручивают цены перекупщики-посредники. В
августе холодильники портов Приморья ломились от рыбы. Пришлось
администрации обращаться в МПС с просьбой выделить дополнительные
рефрижераторные вагоны. Дали. Теперь вагоны простаивают. Почему?
Да потому что перекупщики прямо в районе промысла скупают почти
80 процентов всей рыбы, везут в порт и здесь в холодильниках
держат до лучших времен, чтобы затем продать подороже. Именно они
диктуют рынку свои условия и цены. Есть ли выход из этой
ситуации? Специалисты рыбной отрасли предлагают государству
делать рыбодобывающим организациям зачет по налогам - тогда
продукция, минуя огромное количество посредников, пойдет
напрямую. А пока все федеральные потребители состоят на
обслуживании перекупщиков. Когда рыба доходит непосредственно до
стола, то у нее и качество не то, да и цена уже вдвое выше.
Сделать морепродукты доступнее вряд ли удастся в обозримое время.
По оценкам экспертов, к 2010 году от рыболовного флота Дальнего
Востока останется лишь 5 процентов судов. Это катастрофа. Ведь
государство теперь не строит и не финансирует строительство новых
сейнеров и плавбаз. А в природе существует международная
конвенция: если страна не в силах освоить собственные биоресурсы,
то должна предоставить это право другой, способной это сделать.
Сегодня в Дальневосточной экономической зоне на сырьевых
ресурсах России работают около 100 добывающих и обрабатывающих
судов под российским флагом, но управляются они иностранными
компаниями. Уловом распоряжаются те, кто платит деньги. У
тамошних рыбаков их нет.




05-11-1999, Труд