TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

КАК ЖИВЕШЬ, ПРОВИНЦИЯ? ВОТ ТЕ РАЗ! А НУ-КА БРОСЬ СИГАРЕТУ! Наталья ЛИХАЧЕВА

На днях несколько крупных табачных компаний объявили о том,
что начинают активную борьбу за потребителя. Вместе с тем,
сигареты, папиросы и табак не будут продаваться лицам моложе 18
лет. Справедливости ради заметим: в столице, где берет старт
"новая" программа, еще с 1994 года в силе постановление
правительства Москвы, согласно которому запрещается продажа
несовершеннолетним табачных изделий. Существуют также и особые
требования к рекламе этих самых изделий. И хотя согласно
статистике только полпроцента курильщиков взяли первую в жизни
сигарету под воздействием рекламы, то, что она двигатель торговли
- общеизвестно.
Факт, что отныне юнцам будет намного сложнее купить пачку
сигарет, радует. Но как объяснить использование в рекламе этого
"запретного" товара персонажей и героев, место которых - в
мультфильмах и комиксах для детей и подростков? В некоторых
странах Западной Европы за это и посадить могут. Какого, к
примеру, потребителя хотели соблазнить производители "Явы", на
чьих рекламных щитах - симпатичные белые медвежата с бутылками,
дизайн которых напоминает всем известный любимый молодежью
напиток, вдобавок изумленно глядящие на пачку сигарет? Неужели
опять речь идет о двойных стандартах? Запрещенное в Европе можно
делать в России? И потом - знает ли компания, выпускающая
популярную тонизирующую газводу, о такой нестандартной раскрутке
своего товара?
На этот вопрос Владимир Аксенов, член совета директоров ОАО
"БАТ-ЯВА" и ОАО "БАТ-СТФ", ответил так:
- Наш принцип - строгость соблюдения законов страны
пребывания. Российский рынок специфический, неустоявшийся, но
закон о рекламе мы не нарушаем. К тому же у нас вся рекламная
серия представлена в виде путешествия - скажем, на Север, где,
как известно, никого, кроме белых медведей, нет.
Его коллега Леонид Белов, руководитель аппарата вице-мэра
правительства Москвы, был менее категоричен: "К сожалению,
случаются и творческие просчеты, за всем не уследишь. Иногда
эффект от рекламы действительно бывает непредсказуемым.
Вспомните, как в трудные для России годы полунищие старушки
покупали дорогой корм для любимой киски, отказывая себе в куске
хлеба".
Спору нет - когда представитель табачной компании заявляет:
"Не кури!" - это впечатляет. Хоть во Франции, хоть в Испании,
хоть в Москве. Когда табачные монополисты, пользуясь
несовершенством законодательства той или иной страны, добиваются
своего любыми путями, это тоже впечатляет... Пока они рассуждают
о вреде курения среди молодежи, мишки машут лапами на Пушкинской
площади, приветствуя пачку сигарет.
Интересно, что думает по этому поводу антимонопольный комитет?




05-11-1999, Труд