Безумие богоборцев
70 ЛЕТ НАЗАД БОЛЬШЕВИКИ ВЗОРВАЛИ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. ЗАЧЕМ?
.
Не забудем: взрыв храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 года -
лишь одно из множайших подобных варварских деяний большевистской
власти в ее борьбе с православной верою и Церковью, просто -
самое заметное. Разрушители подняли руку на символ Православия,
каким являлся Храм в самом замысле своем.
Ф.И. Тютчев, не только великий поэт, но и глубочайший
мыслитель, писал полтора столетия назад: "Революция - прежде
всего враг христианства! Антихристианское настроение есть душа
революции; это ее особенный отличительный характер. Те изменения,
которым она последовательно подвергалась, те лозунги, которые она
попеременно усваивала, все даже ее насилия и преступления были
второстепенны и случайны, но одно, что в ней не такового, это
именно антихристианское настроение, ее вдохновляющее... Тот, кто
этого не понимает, не более как слепец, присутствующий при
зрелище, которое мир ему представляет".
Умному - достаточно, эти слова все проясняют.
Революция всегда покушается на духовные устои отвергаемого ею
общества потому, что пытается заместить их собственною верою,
собственными религиозными принципами. Французская революция
пыталась установить культ Разума, подкрепляя это соответствующими
обрядами, а из всех подвергшихся репрессиям сословий более всего
пострадало католическое духовенство. Революция российская также
пыталась утвердить свою религию - религию человекобожия. "Певец
революции" Маяковский возглашал:
"Еще старухи молятся,
в богомольном изгибаясь иге,
но уже шаги комсомольцев
гремят о новой религии.
О религии, в которой
нам не бог начертал бег,
а, взгудев электромоторы,
миром правит сам человек".
То была именно религия (псевдорелигия, разумеется), ибо и сам
атеизм, на котором она основывалась, есть, не забудем банальную
истину, также вера - в небытие Бога. Эта религия имела все
необходимые атрибуты: свое учение и писание (марксизм-ленинизм),
свою церковь (партию), своих пророков, своих мучеников, своих
"святых", свои ереси (оппортунизм), свои иконы-портреты, свои
обряды, свои "крестные ходы" (демонстрации), даже свои мощи, до
сих пор оберегаемые, и т.д. Она не имела лишь малости: она была
безбожна, заменив Бога, Творца и Вседержителя, идеей
человекобожия.
Поэтому вместо храма Божия, на месте этого храма - она, эта
новая религия, была просто вынуждена начать возведение
собственного святилища с каменным истуканом, вознесенным на почти
полукилометровую высоту, - я говорю о безумной попытке
"сотворения" Дворца Советов...
В основе всех революционных идей лежит богоборческое
стремление переустроить мир. Искренних адептов такого стремления
всегда движет страстное желание побороть мировое зло, установив в
результате земное царство добра и справедливости, всеобщего
счастья. Но христианство эту идею отвергает, утверждая
невозможность ее осуществления в этом временном и поврежденном
грехом мире.
Революционеры видят зло пребывающим вне человека. (Человек
ведь по природе гармоничен, как утверждал один из вдохновителей
революции, Руссо). Поэтому революция всегда осуществляется путем
внешнего воздействия на мир. Однако зло, как учит Православие,
укоренилось в глубине человеческой души, являясь следствием
первородного грехопадения. Поэтому одолеть зло можно лишь в
духовной брани с ним. Это совершается с помощью Божией при
посредстве Его Церкви.
Можно сколько угодно менять внешние обстоятельства
существования человека и общества, но зло, не уничтоженное в
глубинах человеческой натуры, всегда найдет выход для себя,
всегда приспособится к изменившимся условиям, сменит конкретную
форму своего воздействия на мир - и всегда сумеет
воспрепятствовать воцарению всеобщей гармонии.
В атеистической религии человекобожия нет понятия греха, ибо
грех есть богоотступничество, а если Бога нет, то не может быть и
удаления от Него в грехе. Значит, нет необходимости борьбы с
внутренним грехом, но есть необходимость во внешней борьбе с
социальным злом. Поэтому всякая идея (совокупно с действиями, ее
подкрепляющими), отвергающая бытие Божие, обрекает человечество
на неодолимое царствование зла в мире.
В это можно верить или не верить - на то нам и дана свобода.
Но необходимо понять: революционная и православная идеи просто
несовместимы. Православная идея обессмысливает все революционные
стремления - и революция обречена на борьбу с Православием.
Разрушение храма Христа Спасителя есть символическое выражение
этой борьбы. Так утверждала себя новая вера, новая религия,
которую можно определить как примитивное неоязычество.
Ныне коммунисты утверждают, что они близки Православию,
поскольку их нравственность опирается на Десять заповедей, данных
в христианстве. Это искажение истины. Большевики пришли к власти,
как раз нарушая и отвергая все заповеди. Сам Ленин в знаменитой
речи на 3-м съезде комсомола объявил, что в основу новой
нравственности кладется принцип полезности для дела революции. Но
так можно оправдать любое преступление: революция требует. Тем и
оправдывали. Так что все ужасы революционного террора, все
убийства и разрушения не были отступлением от ленинских норм, но
выражением ленинской морали.
Позднее, когда потребовалось установить некое равновесие и
спокойствие в общественной жизни, коммунистам пришлось опираться
на те моральные нормы, какие были выработаны христианством.
Однако первые четыре заповеди, определяющие отношение человека к
Богу, власть, безусловно, отбросила. Оставшиеся же шесть,
лишенные подлинной основы, разрушались и размывались, так что
ныне мы наблюдаем практическое и теоретическое отвержение
принципов христианской нравственности. Собственно сам отказ от
важнейших заповедей, составляющих подлинный фундамент
православного мировосприятия, стал деянием более значимым, чем
даже взрыв храма, поскольку этот взрыв является лишь следствием
революционного богоотступничества.
Возрождение в наше время храма Христа Спасителя стало, таким
образом, символическим и сакральным актом, знаменующим то, что
человечество еще не окончательно обрекло себя на порабощение
злом. Именно не сознающие этой простой истины составили то не
столь значительное число недовольных, возражавших против
восстановления собора. Но вспомним: небезызвестный Анпилов
обещает, в случае его прихода к власти, первым делом вновь
уничтожить храм. Полезно задуматься над этим, даже не принимая
всерьез звучащие угрозы.
Михаил ДУНАЕВ, профессор Московской духовной академии.
05-12-2001, Труд