TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Плюс рыцарская романтика компания со средневековым названием действует вполне по-современному

Знакомим еще с одним членом клуба "Лучшие менеджеры России" -
Инной СВЕЧНИКОВОЙ, заместителем генерального директора холдинга
"Ланселот", генеральным директором компании "Камелот",
специализирующейся на продаже современных отделочных материалов.
Беседу с ней ведет корреспондент "Труда".
- Когда я впервые услышал названия этих фирм, мне сразу же
припомнилось королевство Артура. Инна Борисовна, как появилась
идея привнести средневековую рыцарскую романтику в современный
бизнес?
- Название холдинга - это счастливое стечение обстоятельств,
произошедшее более семи лет назад. Ланселотом в честь
легендарного рыцаря был назван щенок ризеншнауцера, появившийся в
нашем доме в момент принятия решения о создании собственного
бизнеса. Поэтому, когда возникла фирма, долгих размышлений на
тему "как назвать" не было.
Начав с четырех квадратных метров выставочного зала в
Новосибирском архитектурном институте, с течением времени
"Ланселот" стал признанным лидером новосибирского рынка
строительных и отделочных материалов. Сегодня это компания,
включающая в себя систему оптовых поставок, две
строительно-отделочные фирмы, сеть супермаркетов отделочных
материалов "Оазис", салон элитной сантехники и керамической
плитки "Галерея икс".
Являясь одновременно и поставщиком отделочных материалов,
генподрядной организацией, "Ланселот" неоднократно побеждал в
тендерах на реконструкцию объектов социально-бытового,
медицинского, культурного назначения, организованных Всемирным
банком реконструкции и развития. С привлечением наших материалов
и специалистов в Новосибирске возведено большое количество
офисных, банковских помещений, торговых центров, гостиниц,
частного жилья.
- А когда и при каких обстоятельствах появился "Камелот", судя
по всему, ваше любимое детище?
- Пять лет назад в рамках холдинга возникла идея создания
розничного направления. Название нового юридического лица не
только продолжило смысловой ряд "Ланселот - Камелот", но и, на
мой взгляд, тонко ассоциировалось с идеей Дома. Камелот - это
замок, за стенами которого жители чувствуют себя уютно и
защищенно. Город, который постоянно развивается и строится.
- Открывая в 1997 году первый супермаркет отделочных
материалов, вы уже думали о создании розничной сети?
- Нет, мы не ставили перед собой такой задачи. Для нас важным
было получить опыт розничной торговли, ведь специализированных
магазинов отделочных материалов в то время практически не было.
При открытии первого супермаркета мы попытались реализовать
принцип работы дискаунтных магазинов, популярных в Европе. Суть
его такова: весь товарный запас находится не на складах и
подсобках, а прямо в торговом зале, где нет секций и прилавков, -
выбирай, оплачивай и увози. За счет сокращения торговых издержек
цены в таких магазинах существенно ниже.
В последующие два года были открыты еще два супермаркета, а к
концу этого года планируется запуск четвертого "Оазиса". С его
открытием общая площадь магазинов сети "Оазис" составит 7 000
квадратных метров.
Однако три, даже пять магазинов еще не сеть. Сеть - это
принципиально другой уровень менеджмента. Во всех супермакетах
сети "Оазис" сейчас практически одни и те же цены, ассортимент,
принцип выкладки товаров и уровень обслуживания покупателей.
Единая структура управления, централизованная служба доставок,
программное обеспечение в режиме реального времени. С течением
времени принцип магазина-склада применительно к нашим
супермакетам немного трансформировался. Стремясь расширить
ассортимент товаров и предлагаемых услуг, мы в ряде случаев
практикуем торговлю по образцам, доставляя товар на дом с
центрального склада. Покупателям предлагаются также такие услуги,
как подбор кафеля, колеровка, окраска дверей и т.д.
- Ваше образование - прикладная математика. Помогает это в
бизнесе?
- Математика вырабатывает системный взгляд на вещи. Не
случайно среди директоров наиболее успешных компаний и банков в
Новосибирске так много выпускников математического и физического
факультетов НГУ и НГТУ. Конечно, никто не учил их экономике и
менеджменту. Изначально они не были знакомы со спецификой тех
сфер бизнеса, в которых работают сейчас. Но особая организация
мышления позволяет им прогнозировать развитие ситуации и
разрабатывать такие стратегии бизнеса, благодаря которым они
оказываются "в нужное время в нужном месте". А это решает все.
- Вы - член "Клуба лучших менеджеров России", удостоены
различных наград. Какая из них была для вас особенно приятна?
- Наверное, премия, учрежденная в честь русского
купца-предпринимателя мецената Гавриила Солодовникова. Она была
присуждена нашей компании "за лучшую региональную розничную
сеть". В конкурсе принимали участие предприятия Москвы, Самары,
Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска,
Владивостока, Хабаровска, чья история, а также опыт руководителей
насчитывает не один десяток лет. Согласитесь, что для
инженера-математика, окончившего технический университет
(отдельное спасибо альма-матер) и поднявшего собственное дело с
нуля, это было серьезным испытанием и столь же серьезным
признанием.
- Деловые качества руководителя являются определяющими для
бизнеса, но конечный успех - это заслуга всего коллектива. Что вы
можете сказать о людях, с которыми работаете?
- Наш коллектив формировался не сразу, в особенности его
управленческое звено. Для меня важно, что сегодня это не просто
команда профессионалов, но и команда единомышленников. Ведь от
того, насколько коллектив един в понимании целей и задач,
зависит, как сильно мы можем продвинуться к реализации этих
целей. Прекрасно подготовлены с профессиональной точки зрения и
наши продавцы, многие из которых имеют высшее образование.
Построение команды - сложный процесс, объединяющий опыт
руководителя, интуицию и кадровую технологию. В результате
кризиса многие владельцы фирм осознали, что фактор качества
персонала сопоставим с такими факторами, как финансовые ресурсы,
доля компании на рынке, конкурентные преимущества и прочее. В
сущности, на мой взгляд, произошел возврат к истине, то есть
"кадры решают все", и успех предприятия в значительной степени
зависит от персонала.
- И последнее: каково ваше бизнес-кредо?
- Быть, как говорят у нас в компании, первым среди равных.
Конкуренция с каждым годом все возрастает, завоеванные нами
позиции всегда готовы занять другие. Таковы законы рынка. Поэтому
нельзя останавливаться, надо идти вперед.
Никита ШЕВЦОВ.




05-12-2001, Труд