TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Лампада

ДУХОВНУЮ ТРАДИЦИЮ НА ЧЕЧЕВИЧНУЮ ПОХЛЕБКУ НЕ МЕНЯЮТ.
РАФАЭЛЬ ГУСЕЙНОВ,ОЛЕГ КВЯТКОВСКИЙ,СПЕЦ.КОРР. "ТРУДА".
Архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий, глава
Русской православной церкви в Казахстане, считает, что миру между
конфессиями в республике угрожают сегодня лишь секты "дальнего
зарубежья".
Владыко Алексий живет в самом центре Алма-Аты, между двух
напряженных и шумных проспектов. Но его тихий, светлый и уютный
дом расположен на таком островке из двух старых улочек, что сразу
вспоминается спокойная, уверенная, крепкая деревня... Таков же и
сам Алексий, 42-летний москвич, уже восемь лет остающийся главным
духовным пастырем для миллионов православных Казахстана.
В Казахстане сегодня ладят меж собой и мусульмане, и
православные, и буддисты. Бывает, крестятся казашки, а русские
девушки принимают ислам.
С темы сочетания всех "мирных" интересов и начинается наша
беседа.
- Каково положение верующих в Казахстане, как вы оцениваете
ваши взаимоотношения с властями?
- Хочу отметить, что в атмосфере, которую создает предержащая
власть, любой может свободно исповедовать свою веру, не опасаясь
преследований. Законы Казахстана способствуют нашему развитию.
К сожалению, сегодня волнует другое. Не всегда мы находимся в
равном положении по сравнению с новыми конфессиями, которые
появились как у нас, так и на территории других государств СНГ. И
прежде всего потому, что по-разному складывается наш материальный
достаток.
Все свои программы - и социальные, и внутрицерковные мы
осуществляем за счет пожертвований наших верующих, граждан нашего
государства. Естественно, что экономические неурядицы остро
сказываются и на них, и на нас. Что же касается новоявленных
религиозных течений, активно продвигающихся к нам из США, Южной
Кореи, Германии, то они приходят с туго набитой мошной.
И православным, и мусульманам, проживающим в Казахстане, - мы
открыто говорим о том, что эти люди не гнушаются непристойными
методами, предлагая духовное первородство, свою исконную духовную
традицию продавать за чечевичную похлебку. Они активно навязывают
благотворительную помощь в виде одежды, продуктов, духовной
литературы, готовы оплатить учебу молодежи за границей. За это
необходимо вступить в организацию, которую они представляют,
делиться с ней своими доходами и быть готовым к преследованиям,
если вы отклоняетесь от их веры.
Пусть вам не покажется странным, но я неоднократно, в том
числе и с трибуны Ассамблеи народов Казахстана, критиковал наши
власти за их самоустранение после того, как они объявили о
свободе вероисповедания. Нет, к сожалению, серьезного механизма
защиты от таких групп, как "Аум синрик„", "Белое братство". А
ведь в Казахстане мы уже сталкивались с проявлениями так
называемой "церкви сатаны", фактами явного вандализма,
надругательства над могилами, святыми местами.
Государство, на мой взгляд, заботясь о благополучии общества,
не должно снимать с себя ответственности за соблюдение закона,
особенно, когда это касается посягательств на свободу, здоровье
человека.
- Хорошо, что в Казахстане отношения церкви и государства
складываются уважительно и пристойно. Не везде в СНГ, к
сожалению, получается так...
- Такая политика прежде всего является отражением воли народа.
Конкретно она выражается в принятии необходимых и четких законов.
В республике понимают, что в многонациональном государстве,
которое к тому же является многоконфессиональным, важно строить
уважительные и взаимно доверительные отношения.
Наш президент любит повторять, что как у казахстанского орла
два крыла, так и у всего нашего народа два духовных столпа: ислам
и православие. Это достояние прошлых веков, интересный опыт,
полезный и в евразийском пространстве и, может быть, в целом для
мирового сообщества.
- Можно ли назвать президента Назарбаева верующим человеком?
- Для человека нравственно ответственного нельзя взять и
объявить в один день - я верующий! Мне кажется, что его процесс
обращения завершился в 1994 году, когда он совершил хадж. Что
примечательно, в то время, когда он попал внутрь Каабы, пошел
дождь. Это убедительное знамение. Как человек Назарбаев -
толерантный, вероуважительный.
Во время своих визитов в Россию он часто встречается со
святейшим Патриархом. По личному приглашению Назарбаева Алексий
II приезжал в Казахстан в 1995 году, и это был первый визит
предстоятеля в этот регион в истории тысячелетнего бытия Русской
православной церкви.
Хочу заметить, что во время одного из своих приездов в Россию
президент - от всего казахстанского народа - сделал безвозмездное
подношение храму Христа Спасителя отделочным камнем.
Одним из первых среди глав государств СНГ президент Казахстана
наладил отношения со Святейшим Престолом, дважды встречался с
римским папой. Это очень важно, когда политик такого уровня не
замыкается на одних только экономических и политических
проблемах. В этой связи я горячо поддерживаю идею, рожденную в
Казахстане, - провести в начале нового тысячелетия Евразийский
духовный конгресс, в котором могли бы принять участие главы
основных исторических конфессий. Вместе мы могли бы поразмышлять
об опыте и уроках бытия человеческого.
АЛМА-АТА.




05-12-1998, Труд