Цаги - 80 лет
ОЛЕГ ЗОЛОТОВ.
Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского -
наша национальная гордость - отмечает 80-летие.
Благодаря научным разработкам ЦАГИ российская авиация стала
так высоко котироваться в мире. Все, что летает у нас, а также и
некоторые зарубежные крылатые машины, - проходят испытания в
аэродинамических трубах ЦАГИ. Самая большая такая труба в Европе
находится здесь - в ней мог бы спокойно уложиться фасад Большого
театра. Перед тем как взлететь, космический челнок "Буран"
проходил испытания именно в ЦАГИ... Специалисты NASA, а также
многих других зарубежных авиационных и космических агентств,
пользуются экспериментальной базой института для своих
исследований.
В 1918 году по инициативе и под руководством Николая Егоровича
Жуковского, отца русской авиации, согласно постановлению
Советского правительства ЦАГИ начал свою работу в составе семи
отделов. Впоследствии в столице была создана экспериментальная
база. С ее расширением ЦАГИ перенесли в подмосковный поселок
Стаханово, который со временем превратился в город Жуковский. Уже
к началу 30- х годов здесь появились аэродинамическая труба,
гидравлические лаборатории...
Кстати, во время Великой Отечественной войны немецким летчикам
было запрещено бомбить территорию института: фашисты справедливо
считали, что за ЦАГИ - будущее. Советские власти понимали это не
хуже немцев, а потому ученым, попавшим в списки врагов народа,
все же позволяли здесь работать. Под конвоем здесь пришлось
проводить исследования и одному из патриархов отечественной
авиации академику Христиановичу.
Сейчас ЦАГИ переживает нелучшие времена. Средняя зарплата
сотрудников института - 560 рублей в месяц. Молодые ученые не
идут на такой нищенский оклад, а потому средний возраст
работников ЦАГИ - 51 год. Без государственной поддержки института
Россия рискует потерять свои позиции в авиационной и космической
науке, а также выгодные зарубежные контракты.
05-12-1998, Труд