TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Фестиваль

ПОСЛЕДНЯЯ ОСЕНЬ?
СЕРГЕЙ БИРЮКОВ.
ИСТОРИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРАЗДНИКА В ЕГО
ПРЕЖНЕМ ВИДЕ, ВОЗМОЖНО, ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.
То, что нынешняя осень выдалась на редкость суровой в
климатическом отношении, сочинители музыки и те, кто интересуется
их творчеством, испытали на себе в особой степени: отопление в
Доме композиторов, "штаб-квартире" традиционного ежегодного
фестиваля "Московская осень", отключено.
Видимо, все денежные ресурсы Союза композиторов Москвы пошли
на ремонт, благодаря которому сцена концертного зала теперь
свободно вмещает полный состав симфонического оркестра и даже
орган (правда, электронный). И если не снимать пальто, то музыку
вполне можно воспринимать.
Удивительно, но в столь неласковую для серьезного искусства
эпоху музыкантам удается найти в себе источник благородных
переживаний и красоты выражения. Мне, например, очень запала в
душу хоровая "Сапгир-симфония" Юрия Евграфова с ее редкой по
сокровенной гимничности третьей частью "Сон земли" (исполнитель -
Саратовский театр хоровой музыки под руководством Людмилы
Лицовой).
Великолепную, тонкую по гармонии и очень интересную по самой
идее работу представил Владимир Рябов - "Семь хоровых прелюдий на
стихи русских пианистов" (использованы поэтические строки
Владимира Софроницкого, Валерия Афанасьева, Владимира Виардо...).
Цельность, яркая образность присущи "Реквиему" Татьяны Михеевой
памяти замечательного музыканта и фольклориста Дмитрия
Покровского (исполненному ансамблем Тамары Смысловой); например,
в части "Зов предков" я прямо- таки "увидел", как душа в ее
загробном пути бредет по темному "нижнему миру".
Впрочем, и сама наша жизнь, скупая на радости, порой
напоминает этот "нижний мир". Что тогда спасает? Конечно, юмор.
Правда, иногда черноватый, как в Симфонии ј 13 Мераба Гагнидзе,
которую я воспринял как трагифарс... Юмором, изяществом привлекли
Вариации для виолончели с оркестром на тему Боккерини Бориса
Печерского (камерный оркестр "Амадеус", солист Сергей
Судзиловский) - нечастый в современной музыке пример виртуозной
пьесы, которая может заинтересовать достаточно широкий круг
исполнителей и слушателей.
Не слабеет интерес композиторов к традиционным сферам русской
интонационности. Отточенно просты хоры Юрия Буцко, Лилии
Родионовой (хор студентов Московской консерватории ). Глубину и
космичность народного мироощущения передает в оратории "Плач
Земли" Валерий Калистратов...
По-прежнему интересуют авторов и духовные тексты, сюжеты.
Истинными мастерами хорового письма зарекомендовали себя Владимир
Довгань, увы, покойный Валерий Дьяченко... А вот Триптих
Александра Кулыгина не показался достаточно органичным - все же
русская духовная музыка, видимо, по самой своей природе чужда
инструментальному началу.
Возвышенная созерцательность - одно из надежных духовных
убежищ утонченной композиторской натуры. Именно к этой области
выражения я бы отнес симфонический "Дифирамб" Сергея Жукова
(оркестр театра имени Наталии Сац, дирижер - Андрей Яковлев),
"Вечернее моление о мире" Николая Сидельникова (посмертная
премьера - 15 лет назад руководство Московской консерватории не
разрешило исполнение этого сочинения на древнееврейский культовый
текст), "Рождение пьесы" для струнного квартета Александра
Вустина...
"Московская осень" дала возможность сопоставить творчество
композиторов столицы и других регионов России, зарубежных стран.
Например, одно из ярчайших впечатлений месяца - от концерта,
представившего Базельскую студию электронной музыки (Швейцария).
Сколько лукавого задора в театрализованных композициях "Drum
Control" Томаса Кесслера в исполнении потрясающего ударника
Маттиаса Вюрша, "Bleu" для сопрано соло Жака Демьера!
Да, вольно им там, в благополучных заграницах, заниматься
свободным экспериментированием. Но и мы не лыком шиты: берем
масштабом - где еще в мире вы найдете фестиваль современной
музыки протяженностью в месяц, где наряду с "серьезной" музыкой
звучат и эстрадная песня, произведения для духового, народного
оркестров - совсем как на приснопамятных съездах композиторов с
их претензией на глобальность отражения процессов музыкального
творчества. Желание во что бы то ни стало представить всех хоть
как-то функционирующих членов союза приводит порой к включению в
программу сочинений, по моему убеждению, далеко не шедевральных.
Писал, например, когда-то Виталий Гевиксман хорошие песни,
киномузыку - но зачем занимать чуть ли не полвечера огромной
эклектичной композицией с претенциозным названием "Святое
благовествование от апостола Луки"?..
Впрочем, удачный ли я момент выбрал для критики "Осени"? Есть
слухи, что нынче она не только юбилейная, двадцатая, но и
последняя. То есть фестивали столичных композиторов, кажется,
продлятся, но вроде бы будут идти весной: так удобнее
организаторам. Правда, возникает проблема: в северной столице уже
три десятилетия проводится сходного плана фестиваль
"Петербургская весна" - что делать с ним?
Ну ладно, как-нибудь ее решат: как говорится, есть фестиваль -
есть проблема... Наличия чего желаю нам всем и впредь.




05-12-1998, Труд