TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Звезда над снегами слышится песня небесного ангела

Представить страшно, но давайте представим, что в нашей жизни
не будет праздника Рождества. Не будет его ожидания, его радости,
подарков: Нет, невозможно представить. Да и Новый год, хоть по
новому, хоть по старому стилю, только тогда Новый год, когда
приходит вместе с Рождеством.
Большевики заставляли Святейшего Патриарха Тихона перейти на
европейский календарь, отмечать Рождество 25 декабря. "Хорошо,
перейдем, - смиренно отвечал Первосвятитель, - но люди-то в
церковь седьмого января придут". Да, именно 7 января - ни раньше,
ни позже - приходит в Россию Рождество Христово. У нас теперь и
западное Рождество отмечается, но в основном сугубо
"европеизированными" средствами массовой информации. Зато для
всех живущих в России, за малым исключением, день 7 января - день
главный в череде годовых праздников. Все привязывается к нему: и
близкое (19 января) Крещение, и Сретение (15 февраля), и
фактически все, как их называют в Церкви, двунадесятые праздники.
Евангельская история Рождества известна, но каждый год мы как
бы заново переживаем связанные с ней события. Святое семейство
пришло в Вифлеем, в город Давидов, потому, что вышло повеление о
переписи населения, и к ее началу жители Палестины должны были
прийти каждый в свой город. Конечно, это все было не случайно,
ведь по предсказанию именно в Вифлееме, в городе пророка Давида,
должен был появиться Спаситель. Святая Дева Мария ожидала
младенца, но им даже места в гостинице не нашлось, и они
приютились в пещере, где укрывали от непогоды волов и овец. И
именно пастухам, пастырям, стерегущим стадо, первым было
объявлено о Боговоплощении. Несомненно, это были люди
благочестивые, пусть неграмотные, но ведущие жизнь нравственную.
Ангелы сообщили им:
куда поведет вас звезда, туда и идите и обрящете, увидите
младенца, спеленутого в яслях. Отсюда, кстати, и пошла традиция
называть яслями детские учреждения.
Только вдуматься - самая крупная звезда той зимней ночи сошла
со своего места и повела пастухов. И остановилась над пещерой,
где укрывалось Святое семейство. От имени всего человечества,
ждущего Мессию, пастухи поклонились Богомладенцу.
Затем пришли к пещере волхвы - люди ученые. Они принесли дары:
золото, ладан и смирну. Каждый подарок исполнен большого смысла.
Золото принесено царю, ладан (ливан) Богу, а смирна (смола) как
простому смертному. Царь царствующих, Господь, принял обличие
человека, чтобы спасти людей.
Обычно мы не задумываемся: кто же были эти волхвы? Некоторые
умудряются назвать их звездочетами, астрологами, чуть ли не
экстрасенсами того времени. Нет, это ученые, и не просто ученые,
а потомки тех вавилонских мудрецов, которые были учениками
пророка Даниила. Именно Даниил говорил об ожидании прихода
Спасителя в мир. Имена волхвов: Мельхиор, Гаспар, Валтасар. Один
из Персии, другой из Аравии, третий из Эфиопии. Божие откровение
объединило их на пути в Палестину.
Известно из Писания также о встрече волхвов с царем Иродом. Он
тоже знал предсказания о скором пришествии Христа и боялся, что
власть самого его, царя жестокого и коварного, рухнет.
Притворившись заинтересованным и чтущим пророчества, Ирод просил
волхвов на обратном пути рассказать ему о рождении младенца с
тем, чтобы и он мог пойти и поклониться ему. Конечно, это была
уловка. Опять же Господь через своих ангелов открыл хитрость
Ирода волхвам, и они вернулись другим путем, скрывшись от Ирода.
Разгневавшись, тот приказал казнить всех младенцев в Вифлееме. И,
вымолвить тяжко, четырнадцать тысяч младенцев, от момента
рождения и до двух лет, были убиты. Как и миллионы паломников, я
видел крохотные косточки этих малюточек, детские черепа, что
доселе покоятся в храме Рождества Христова в Вифлееме.
Незадолго до "избиения младенцев" благочестивому Иосифу явился
архангел Гавриил и повелел семейству бежать в Египет и укрыться
там от гнева Иродова. С бегством в Египте связано еще одно
предание. На путников напали разбойники. Однако их предводитель,
пораженный красотой младенца, не посмел ограбить семейство.
Предание говорит, что это был тот самый разбойник, который
впоследствии будет распят вместе с Христом на Голгофе. Именно он
попросит Христа помянуть его в Царствии Божием. "Ныне же будешь
со мной в раю", - отвечал распятый Спаситель. Православная
Церковь именует этого разбойника Благоразумным...
Такие предания. В призвании ко Христу людей необразованных и
людей ученых показаны два пути к Всевышнему: ни для кого не
заказано обретение Его, главное, чтоб была у человека вера.
Никакое звание, никакое положение в обществе не мешает
(разумеется, и не помогает само по себе) спастись. Приход Христа
в мир свершил великий, необратимый переворот во всем строении
жизни людей: все они стали равны. Но разве исчезло деление на
богатых и бедных, сильных и слабых? Нет, все стали равны перед
Богом. Все мы братья и сестры во Христе. Господь не глядит на
звания, на лица, он смотрит на сердце, какое оно: доброе или
злое. Ты богат - делись с нищими, ты беден - все равно старайся
хоть чем-нибудь помочь тем, кому еще труднее, чем тебе.
Уже в первые дни земной жизни Богомладенца Его Пресвятой
Матери было предсказано Симеоном-богоприимцем о страданиях,
ожидающих Ее. Совсем не случайно второй день Рождества, 8 января,
Православная церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы,
воздавая почести великому подвигу Матери Божией.
Замечателен праздник Рождества Христова на Святой земле, в
Вифлееме. К храму Рождества люди несут цветы и пальмовые ветки,
бедным раздаются подарки, для детей устраиваются веселые
представления. Но кажется, что именно в России Рождество Христово
празднуется с такой сердечностью, размахом и щедростью. Конечно,
прежде всего помогают сама природа, зимнее время года, белые
снега. Выходишь вечером, в сочельник, ждешь первую звездочку на
небосклоне: Благочестивые христиане держали в этот день строгий
пост и не принимали пищи до вечерней звезды. Разговлялись
пшеницей с медом. Шли на ночную рождественскую службу. Навстречу
им гудели колокола, подавая евангельскую весть о пришествии на
землю Сына Божия. Колокола будто повторяли ангельские слова,
услышанные вифлеемскими пастухами: "Слава в вышних Богу, на земли
мир, в человецех благоволение".
А наутро и стар и млад выходили из дома на праздничные улицы.
"Малой Пасхой" называлось Рождество. Ликование сердец,
преисполненных любви ко всем живущим, соединялось с добрыми
делами: посещением больных и заключенных, заботой о сиротах и
вдовах.
И сейчас мы видим, что в рождественские дни совершается много
добрых дел. Собираются подарки для наших солдат в Чечне и Средней
Азии; в каждый детский дом и дом малютки приходят вестники
радости. Многие церковные приходы, администрации областей,
городов и поселков, банки и фирмы выделяют средства для
нуждающихся.
Еще Рождество - это праздничные елки. Интересно, что когда-то
многие священнослужители видели в них языческое поклонение духу
деревьев, в хороводах и танцах вокруг лесных красавиц тоже
усматривались языческие игрища. Но со временем все утряслось:
людей собирало вокруг рождественской елки желание делать добро
ближним и дальним, поклонение прежде всего Рождеству Христову.
Давно уже мы не мыслим этот праздник без лесной гостьи, без
представлений о Вифлеемской пещере. Так трогательно видеть
малышей, разыгрывающих Вифлеемское действо: наряженные волхвами,
они приносят Царю царей земные дары.
И, конечно, Рождество - это колядки. Многое забывается в
жизни, но вот то, как мы "христославили", - незабываемо. Помню,
как мы ходили по заметенному под самые крыши селу, стучались в
избы и нам были рады хозяева. Конечно, очень небогато жили тогда,
и все же люди находили для нас и ватрушечку, и карамельку. Но
сказать, что мы ходили с колядками только из-за угощения, было бы
неверно, была высшая радость того понимания, что мы несем людям
счастливую весть о Сыне Божием. Помню строчку из колядки: "Я
малый хлопчик, принес Богу снопчик": - дальше не знаю, а вот
колядку, которую пели девочки и мальчики постарше, запомнил:
В Рождество Христово ангел прилетел.
Летел он на землю, тихо песню пел:
Все люди, ликуйте,
В сей день торжествуйте!
Нынешнее Рождество на Святой земле омрачено противостоянием
палестинцев и евреев, мусульман и иудеев. Мы, христиане,
оказались меж ними, наши миротворческие усилия пока не привели к
успеху. Пустынно было в вифлеемском храме Рождества на
католические праздники 25 декабря, не очень людно, по-видимому,
будет и на православное 7 января. Горько, что земля, где
воплотился Спаситель, по воле людей превращена в территорию
разногласий, кровавых столкновений. Будем надеяться, что
наступившее XXI столетие принесет мир и в сердца, и в жилища
людей.
Владимир КРУПИН.




06-01-2001, Труд