TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Как щелкунчик стал янки

По американской земле прокатился рождественский сезон.
Он мало чем отличается от рождественского праздника в других
странах, скажем, в Англии. Но есть у него такая составная,
которую можно назвать чисто американской. Начиная с середины
декабря, из года в год в Вашингтоне и во всех городах, где есть
балетные труппы, причем не обязательно профессиональные, начинают
звучать замечательные мелодии одного из шедевров Петра Ильича
Чайковского - "Щелкунчика".
В столице сейчас одновременно идут четыре разных постановки
этого балета. Главная из них, на которую стремятся попасть все, -
это, конечно, привезенная именитым нью-йоркским Американским
балетным театром. Им одно время руководил Михаил Барышников.
Вторая постановка - спектакль Вашингтонского балета, специально
возобновляемый им каждый год в этот период. Остальные два
"Щелкунчика" - работа любительских коллективов, идущая на
профессиональных сценах. И тоже с полным аншлагом.
Трудно точно сказать, как давно это началось в Вашингтоне, но,
несомненно, - многие десятилетия назад. В Кеннеди-центре
"Щелкунчик" дается буквально с первого года его открытия, то есть
больше четверти века.
А уже Нью-Йорк и говорить нечего. И дело не только в том, что
в то время, когда Чайковский написал эту музыку, в 1892 году, в
России тоже праздновали именно Рождество и что либретто
повествует о какой-то усредненной стране европейского типа.
Маленькая героиня Клара и ее мудрый дядюшка Дроссельмейер могли
быть и россиянами, и немцами, и скандинавами, и американцами.
Помимо этого, самого Петра Ильича давно и хорошо знают по эту
сторону океана. Ведь именно его в 1891 году пригласили
дирижировать на открытии нью- йоркского концертного зала, который
сейчас известен как "Карнеги-холл", куда стремятся попасть все
исполнители, но попадают только самые лучшие.
Виссарион СИСНЕВ, соб. корр. "Труда".




06-01-2001, Труд