TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Николай караченцов: пока обхожусь без дублера

ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ УСПЕВАЕТ ВСЕ: ИГРАТЬ В ТЕАТРЕ, СНИМАТЬСЯ В
КИНО, ВЫСТУПАТЬ НА КОРТЕ И В ОХОТКУ ОТМЕЧАТЬ ПРАЗДНИКИ.
На традиционном ежегодном Рождественском теннисном турнире в
Петербурге актер Николай Караченцов - едва ли не самый популярный
участник. Хотя среди игроков встречаются и другие именитые люди
искусства, политики, бизнеса. Но Караченцов настолько азартен в
игре, так переживает за каждое потерянное очко - и при этом не
актерствуя, все искренне, - что любо-дорого смотреть!
Из восьми турниров "Эльга" в четырех Николай вместе со своим
постоянным партнером Игорем Джелеповым дошел до финала. Дважды
они в финале побеждали. Неплохой результат для любителя-самоучки.
- Давно играете в теннис? - спросила я у народного артиста
России. - И почему именно этот вид спорта выбрали для активного
отдыха? Дань моде?
- Когда я впервые взял в руки ракетку, о моде на теннис,
массовых занятиях им даже мечтать не приходилось. Мне было лет
13-14, это конец 50-х. Поехал летом в Дом отдыха Малого театра
под Москвой. Там оказались неплохие корты. Вот и приобщился.
Первым моим учителем стал Пров Садовский - популярнейший актер
Малого, король эпизода, которым восхищался сам Остужев! Но дальше
чисто любительских занятий у меня в теннисе, к сожалению, не
пошло. Еще я увлекался прыжками в воду. Был даже чемпионом СССР
среди воспитанников спортшкол! Но потом мама уехала на два года в
командировку в Монголию, естественно, взяла меня с собой, и с
надеждами на успехи в большом спорте пришлось распроститься. Тем
не менее детские спортивные увлечения не пропали даром, здорово
помогают мне в актерской профессии. Я с детства настолько привык
к тренировкам, что без них уже просто не могу. Каждый день у меня
начинается обычно с гимнастики - с перекладины, эспандера:
Регулярно подтягиваюсь, отжимаюсь, гнусь. Хожу в фитнес-центр,
что рядом с нашим театром, - там великолепные тренажеры.
- Один ходите или с коллегами-ленкомовцами?
- Знаю, что здесь регулярно занимаются Андрей Соколов, Дмитрий
Певцов, Станислав Жихарев, молодые артистки театра. Кто когда
может, тогда и приходит тренироваться, график-то жизни и работы у
всех индивидуальный, в зависимости от занятости в спектаклях,
киносъемках.
- Нет желания последовать примеру Ефима Шифрина, увлекшегося
несколько лет назад атлетической гимнастикой и ставшего
культуристом?
- В моей профессии поддерживать хорошую физическую форму
необходимо, но "качать" мышцы рискованно - это может закрепостить
двигательный аппарат, и актер будет выглядеть "зажатым".
- В кино в сценах драк, фехтования, скачек обходитесь без
дублеров?
- Пока - да, все сам делаю. Мне это интересно и еще вполне по
силам. С удовольствием вспоминаю съемки в фильме "Человек с
бульвара Капуцинов". Порезвились там с ребятами на славу,
придумывая разные забавные трюки.
- В тренажерный зал вы ходите, как я поняла, один. А кто ваши
постоянные партнеры на теннисном корте?
- Постоянных нет в силу специфики профессии. Никогда загодя не
знаю, смогу ли сегодня вечером или завтра днем поиграть. Можете
представить, в каком ритме я живу, если уже 12 лет не был в
отпуске и несколько месяцев кряду не знал выходных. Все время -
репетиции, спектакли, киносъемки, концерты. Если же образуется
вдруг пара свободных часов, срочно начинаю договариваться насчет
кортов, ищу кого-то, кто смог бы составить компанию.
- Ваше имя постоянно в титрах телепередач и кинофильмов, на
театральной и концертной афишах. Не боитесь, извините,
"примелькаться"?
- У артиста много работы не бывает! Конечно, профессионал не
может не думать о том, как не повторить себя, вчерашнего, не
стать всеядным. Но, с другой стороны, природа лицедейства такова,
что актер обязан всегда находиться в творческой форме, то есть
работать, работать и работать. Нельзя сидеть и ждать, когда дадут
большую и важную роль, ведь ее могут дать лет через десять:
Рискуешь провалиться, если эти десять лет ничего не делал. Это -
азбука.
- Среди ваших работ есть, наверное, такие, которыми лично вы
не очень довольны, а критика, зрители считают их удавшимися. И
наоборот.
- Чтобы действительно безукоризненно сыграл - такое редко
бывает, очень редко. Многое тут зависит от партнеров, от
режиссера- постановщика.
- Ну режиссер у вас в "Ленкоме" замечательный - это уже всеми
признано!
- Да, Марк Анатольевич Захаров задал в нашем театре очень
высокую планку требовательности. Даже если вдруг у кого-то дурное
настроение или плохое самочувствие и что-то не получается, все
равно есть черта, ниже которой опускаться нельзя, не имеешь
права. Так мы в "Ленкоме" все приучены.
- А от чего лично у вас может быть плохое настроение?
- Да от чего угодно: заболел кто-то из родных или друзей. Или
в магазине нахамили: Но приходишь в театр, готовишься к
спектаклю, потом выходишь на сцену и - играешь! Все остальное, не
связанное с театром, перестает в те часы существовать.
- Марк Захаров не ругает вас и ваших не менее знаменитых
коллег, в частности, Александра Абдулова, Александра Збруева,
когда разбегаетесь по разным антрепризам?
- Если антрепризный спектакль плох, собран "на живую нитку",
только чтобы заработать деньги на популярных именах, - очень
сердится. Но таких спектаклей с нашим участием я не припомню.
- Желание самому что-то поставить не возникает?
- Я по природе своей прежде всего - актер. Мне нравится
лицедействовать.
- Мне рассказывали, что любимая роль у вас - это граф Резанов
из легендарного спектакля "Юнона" и "Авось".
- Роли как дети - все любимые. Потому что в каждую вложил
всего себя. И еще в роль обязательно нужно влюбиться, иначе
ничего не получится. Что касается "Юноны", это была этапная
работа. Не только для меня, но и для "Ленкома". Вспомните: 1981-й
год. Театр носит имя Ленинского комсомола. И вдруг - рок-опера.
Со сцены поют молитвы в ритмах этого самого рока. Настоящая
революция!
- Говорят, людям творческим, чтобы профессионально расти,
нужно регулярно, как минимум раз в пять-семь лет, менять театр,
режиссера, имидж:
- Менять "Ленком" на какой-то другой театр мне совсем не
хочется. У нас лучший театр в стране! А с режиссерами я и так
работаю очень разными - и в театре, и в кинематографе: с Глебом
Панфиловым, Аллой Суриковой, Владимиром Бортко:
- Во время репетиций в театре и на съемочной площадке вы с
постановщиками дискутируете?
- Дискутирую? Да иной раз до скандалов доходит! Но это все,
как говорится, рабочие моменты. Что-то хорошее, дельное может
родиться только в доброжелательной творческой атмосфере.
- Вы еще и поете:
- Когда только пробовал себя в этом жанре, со всех сторон
неслось: "Куда лезешь, тоже певец нашелся, с твоим голосом
скрипучие колеса смазывать:" Я и сам понимал, что "не Паваротти".
Спасибо композитору Геннадию Гладкову. Это он вывел меня на путь
песенный. У нас в театре был такой хороший спектакль - "Тиль".
Тогда на сцене впервые появились микрофоны, музыкальная
аппаратура. В театр были приглашены педагоги по вокалу, которые
занимались с нами. Спектакль прошел на "ура". Вскоре после его
премьеры меня пригласили сниматься в фильме "Собака на сене".
Музыку к этому фильму писал все тот же Гладков. В одной из сцен
мой герой должен был петь серенаду у балкона любимой. Мне
представлялось: ночь с цикадами, на балконе - Она, у него -
нежный красивый тенор: Гладков предложил: пой сам. "Нет, -
отвечаю, - я могу только провопить, на лучшее не способен".
Оказалось, это как раз и требуется для роли.
После того фильма я совсем обнаглел: пою при каждом удобном
случае и не только с кино- или телеэкранов, но и с эстрады. В том
числе песни таких знаменитых композиторов, как Александра
Пахмутова, Андрей Петров, Ян Френкель.
- Я вас и на сцене Большого театра видела, правда, в записи,
на видео:
- Год назад тогдашний худрук Большого Владимир Васильев
организовал Новогодний бал московских театров. Пригласил и меня,
попросив спеть "Аллилуйю" из "Юноны" и "Авось". Мое выступление
пришлось аккурат на полночь. Помнится, стою на сцене, где пел сам
Шаляпин, танцевала сама Уланова, смотрю в зал, на сидящих там
знаменитых музыкантов: Незабываемо!
- Актеры часто собираются вместе на праздники?
- За всех отвечать не берусь, а в "Ленкоме" обычно собираемся
только на гастролях - там больше свободного времени и вся труппа,
как правило, в сборе. Организуем капустники, отмечаем
всевозможные даты.
- То есть "оттягиваетесь", как сейчас говорят, по полной
программе?
- Ну это кто как привык. На гастролях тоже ведь работаем. Я
сам с удовольствием выпью в свободное время. В театр же никогда
пьяным не приду - ни спектакль играть, ни на репетицию. Хотя
слышал, что меня уже чуть ли не в алкоголики записали. Как-то
прибегает моя гримерша, что-то уж очень взволнованная,
рассказывает сквозь рыдания: какая-то женщина подошла к ней около
театра: "Очень, мол, люблю актера Николая Караченцова, жаль
только, спивается он, что ж не поможете ему?" Сам я на подобного
рода слухи обо мне не обижаюсь. Что поделать: профессия такая -
публичная, вот публика и судачит.
- Вообще же у вас имидж человека общительного и веселого. Во
время застолий, в дружеских компаниях вы, наверное, всегда
тамада?
- Марк Анатольевич Захаров любит повторять: если человек
слишком много шутит за столом, слишком обращает на себя внимание,
возникают сомнения в том, что он хороший артист. Очень точно
замечено. Актер подсознательно всегда бережет себя вне сцены. А
то на спектакль его может просто не хватить.
- Но любимый тост у вас, надеюсь, есть?
- Конечно. Звучит он так: "За здоровье!" Будет оно - будет и
все остальное.
Людмила БЕЗРУКОВА, соб. корр. "Труда".




06-01-2001, Труд