Рынок для вас
МОЖНО ЛИ ОСТАНОВИТЬ КРУШЕНИЕ?
МЫ ПОПРОСИЛИ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС ЭКОНОМИСТА, СЕНАТОРА И
ДЕПУТАТА.
Андрей ИЛЛАРИОНОВ, директор Института экономического анализа.
Первое, что всем надо признать: экономический кризис
развивается, и темпы его поражают воображение. Мы отслеживаем все
показатели фондового рынка, и налицо схожесть с ситуацией в
Индонезии. С одной лишь разницей - там моментально последовала
помощь Международного валютного фонда, у нас она, напротив,
приостановлена.
Правда, в Индонезии на определенном этапе стихийно разразились
беспорядки, чего пока мы не наблюдаем в России, но все видят, что
мы подошли к краю, и страна практически неуправляема.
Прежде всего усугубил ситуацию коллапс платежной системы.
Ясно, что о собираемости налогов не приходится и мечтать, вряд
ли за сентябрь мы получим хотя бы 1 миллиард долларов. То есть в
казну поступит до конца года от силы 4 миллиарда долларов. Для
сравнения могу сказать, что по внешним долгам в 1998 году мы
должны выплатить 6 миллиардов долларов. Следовательно, все
внутренние выплаты (долги шахтерам, учителям, государственным
чиновникам и военным всех ведомств) даже нет возможности
рассматривать. Реальный курс доллара уже на сегодня составляет 27
рублей. Эмиссия практически началась, и идет она в пользу казны и
коммерческих банков.
Черномырдин хоть и говорит о ее разумном сдерживании, но
печатание денег одобрил. Это поможет правительству расплатиться с
долгами по ГКО и ОФЗ, но раскрутит инфляцию и ценовой беспредел.
Надо понимать, что иностранные инвесторы нам сегодня не
доверяют, доходность по еврооблигациям достигла 42 процентов и
продолжает расти. С внешними долгами России трудно будет
расплатиться, и час "дефолт" (банкротство страны) приближается.
Что можно делать в этой ситуации? Многие заговорили об
"аргентинском чуде", когда страна в схожей ситуации сумела все же
выкарабкаться из долговой ямы. Однако принимая сам термин и
развитие денежной системы по принципу валютного совета, наши
члены правительства и управления Центробанка расшифровку
предстоящим мерам дают ...прямо противоположную.
Во-первых, в Аргентине принимался бездефицитный бюджет в
условиях полного консенсуса всех ветвей власти. У нас пока трудно
и представить подобное. Все последние годы дефицит бюджета
составлял от 11 до 5 процентов.
Второе условие: низкий уровень государственных расходов,
Аргентине удалось его довести до 17 процентов от ВВП. У нас он
составляет свыше 47 процентов. Надо сказать, что на содержание
госслужащих в Аргентине идет около 7 - 8 процентов, а в России
втрое больше - до 23 процентов от ВВП.
Третье условие - полномасштабная либерализация на
внешнеэкономические операции, доллар ходит свободно по стране
наряду с национальной валютой, полная приватизация. Можете
сравнить с этим планы Центробанка и тех, кто намерен управлять
страной. Они говорят об ужесточении валютного и экспортного
контроля, о дедолларизации страны, о национализации коммерческих
банков и предприятий-банкротов... Это можно назвать как угодно,
но только аргентинское чудо здесь ни при чем.
Нельзя в "мерседес" залить солярку и ждать, что он рванет на
предельной скорости в дальний путь. Надо все же определить, куда
и каким путем мы пойдем, нынешние же "меры спасения" поражают
эклектикой и рецептами прямо противоположного свойства. Это самое
огорчительное в сегодняшней ситуации.
Владимир ТОРЛОПОВ,
председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации РФ.
Сегодня важно как можно скорее ликвидировать разлад в
действиях всех ветвей власти и сформировать дееспособное
правительство. Но какой бы ни была программа действий, надо
помнить о людях. Во время встречи сенаторов с Черномырдиным мы
сформулировали наиболее важные меры по защите жизненных интересов
населения. Вот они.
Следует мобилизовать все возможные ресурсы государства и
выплатить (с индексацией!) пенсии, детские пособия, зарплату
бюджетникам. И тем самым минимизировать потери населения от
девальвации рубля, от резкого роста стоимости жизни. Нужен
мораторий на цены и тарифы для потребительских товаров, входящих
в корзину прожиточного минимума. Да и вообще, законом должно быть
четко определено соотношение между минимальной зарплатой и
величиной прожиточного минимума. А людей с низким доходом вообще
вывести из-под налогообложения. Это богатые могут платить по
прогрессивной шкале, а средний класс - в пределах 20 процентов. К
бедным надо подходить с другой меркой.
Уже сегодня ясно, что нужна новая программа восстановления
вкладов населения в Сбербанке, нужен и закон, устанавливающий
государственную ответственность за сохранность вкладов граждан в
коммерческих банках. Иначе доверия россиян к банковской системе
не вернуть. Кстати, следует и освободить социальные внебюджетные
фонды РФ от тех расходов, которые не относятся к страховым. ГКО,
имеющиеся в этих фондах, следует погашать в первоочередном
порядке.
Всем ясно, к какому краю мы подошли. И сегодня ни в коем
случае нельзя нарушать трудовые права граждан - лишать их
заработка, снижать выплаты. Это чревато взрывом, а стало быть
должно караться законом.
Но при этом надо отдавать себе отчет, что нельзя одновременно
защищать всех. У нас в стране свыше 1000 нормативных актов
предусматривают льготы для 200 категорий граждан, а это почти 100
миллионов человек. Но ведь здоровый и сильный работник не
нуждается в опеке так, как слабый и больной. А из-за того, что в
России социальная помощь размазывается по всем тарелкам, она
становится чисто символической.
Лишь после того, как эти меры получат законодательное
подтверждение, Россия и станет социальным государством, как это
записано в Конституции РФ.
Иван ГРАЧЕВ,
заместитель председателя Комитета по приватизации Госдумы.
Заявление, что девальвации не будет, дорогого стоит, оно
обошлось стране в 30 млрд. долларов. Так оцениваются ошибки,
допущенные правительством и президентом, не сумевшими вовремя
провести девальвацию, Я считаю, что анкерная политика (удержание
курса рубля внутри неправильно установленного коридора) рано или
поздно должна была привести к его обвалу. Фактически
правительство "планировало" на конец 1997 года ошибку в оценке
обменного курса в 15 процентов. В денежном исчислении это
означало потерю государством еще 15 млрд.
долларов. К лету этого года потери составляли уже 30 млрд.долларов.
А масштаб обвала легко было просчитать. Поскольку отклонение
от равновесия паритетных возможностей рубля и доллара составляло
около 50 процентов, то "маятник" ажиотажного спроса на доллары
неминуемо должен был качнуться от равновесного состояния еще на
50 процентов.
То есть девальвация должна достичь 100 процентов. Но это при
условии, что правительство ведет себя разумно и определяет рамки
валютного коридора в соответствии с реальной ситуацией. Если же
следуют заявления, что доллар остановится на отметке 7 или 8
рублей, это лишь подогревает инфляционные ожидания, так как всем
ясно, что народ пытаются одурачить, и в этом случае девальвация
может достичь 150 процентов.
Что делать? Прежде всего надо признать, что ни малейшей
необходимости блокировать выплаты ГКО в стране не было. Денежная
масса в стране составляет 400 млрд. рублей. По ГКО до конца года
надо было выплатить 80 млрд. рублей. Если бы правительство
Кириенко своевременно объявило девальвацию рубля в размере 30
процентов, мы бы не поставили на грань краха российские банки и
всю финансовую систему. Впрочем, и теперь еще не поздно исправить
ошибку и разморозить ГКО. Если правительство этого не сделает,
это придется делать в судебном порядке, поскольку замораживание
выплат по ГКО незаконно. Банки в ближайшее время непременно
воспользуются своим правом и обратятся в суд. Это позволит им,
хотя и с большими потерями, выйти из кризиса, а главное - выжить.
08-09-1998, Труд