Точка зрения
ДОРОГОЙ ТЫ НАШ ДЕПУТАТ.
АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИКОВ, ПРОФЕССОР РОССИЙСКОЙ.
Хотите быть избранным - копите деньги. Эта формула вполне
отвечает реалиям выборов всех уровней в нашей стране (хотя и не
только в нашей). По сути, в России уже сложилась целая отрасль -
политический бизнес. В этой отрасли есть известные фирмы, тысячи
специалистов - социологов, имиджмейкеров, технологов, "акул
пера". Появились даже специалисты особого профиля - по
провокациям и фабрикации компромата. Выборы в Петербурге
показали, насколько изощренно они работают. В этом бизнесе
активно продают свои услуги и газеты, и телевидение, и звезды
шоу-бизнеса.
Есть и сотни тысяч "рядовых рабочих" - трудящихся
избирательных конвейеров - сборщики подписей, "ходоки",
расклейщики плакатов и листовок, пикетчики... По оценкам
экспертов, "объем продаж" в отрасли политического бизнеса за пять
лет составил около 1 миллиарда 700 миллионов долларов.
РЫНОК ПРЕЗИДЕНТОВ.
Выборы президента в 1996 году стали переломным событием в
формировании политического бизнеса как отрасли. Бизнес приобрел
массовый характер. Подсчитать общий объем прямых расходов на
ведение выборной кампании всеми политическими игроками довольно
затруднительно. Но, по прикидкам экспертов, на все избирательные
дела было выложено порядка 300-310 миллионов долларов.
Примерно две трети этой суммы приходится на кампанию ныне
действующего президента. И это неудивительно: при том мизерном
рейтинге, который имел Ельцин в начале 1996 года, требовались
огромные "капитальные вложения", или, как сейчас говорят,
инвестиции.
Остальные расходы распределяются достаточно равномерно на
предвыборные кампании пяти его главных конкурентов: Лебедь -
примерно 30 миллионов, Жириновский - 25, Зюганов и Явлинский - по
20. Затраты остальных кандидатов, получивших незначительную долю
голосов, оцениваются в 15 миллионов "зеленых". О более детальной
раскладке средств поговорим позже. Пока же отметим для
наглядности, что только именное поздравление 12 миллионам
ветеранов стоило претендентам более 10 миллионов "условных
единиц".
При всей значительности суммы трудно не отметить, что
косвенные издержки президентской избирательной кампании были как
минимум на два порядка выше.
С другой стороны, вряд ли стоит и преуменьшать экономическую
роль президентских выборов: если перед страной стоит альтернатива
- либо легитимный процесс в рамках Конституции, либо продолжение
борьбы за власть всеми средствами вплоть до гражданской войны, то
участие народа в определении своего отношения к власти выборным
путем - это все-таки более дешевый и экономичный путь, нежели
потрясения, гражданская война. Иными словами, затраты на
президентские выборы - какими бы огромными они ни казались -
ничто по сравнению с потерями, которые сулит неконституционный
путь достижения власти...
РЫНОК ПАРЛАМЕНТАРИЕВ.
Выборы первой Государственной Думы в 1993 году стали
значительной кампанией с точки зрения становления "избирательной
отрасли" благодаря своим масштабам и вложенным средствам. Общие
расходы были равны приблизительно 15 миллионам долларов. Но в
1995 году дела пошли круче. Конечно, в разных округах для победы
требовались разные суммы: от нескольких десятков тысяч до
нескольких миллионов "условных единиц". Но для гарантированного
успеха победителю-одномандатнику было необходимо в среднем 250
тысяч долларов. Всего в 1995 году по одномандатным округам объем
избирательных услуг составил около 140 миллионов долларов.
Многочисленные избирательные объединения также имели разные
возможности. Например, из 43 объединений 28 в среднем истратили
по полмиллиона, 10 - по два миллиона, а 5 наиболее мощных - по 10
миллионов долларов.
Суммируем: гигантские амбиции карликовых партий обошлись
стране более чем в 80 миллионов долларов. Всего же расходы на
выборы Государственной Думы потянули не менее чем на 220
миллионов. Каждый депутат в среднем обошелся России почти в
полмиллиона долларов. Ну а вся выборная федеральная власть стоила
России более полумиллиарда в устойчивой иностранной валюте.
РЫНОК РЕГИОНАЛЬНОГО НАРОДОВЛАСТИЯ.
Уже давно значительная часть собственности и власти отошла к
регионам. Естественно, что и здесь предвыборная борьба стала
выходить на солидный финансовый уровень. Отметим, что сейчас для
успешной предвыборной кампании одному губернатору-победителю
потребовалось бы 5 миллионов, мэру крупного города - полмиллиона.
Чтобы гарантированно быть избранным в местное законодательное
собрание (областное, краевое или республиканское), необходимо
потратить 50 тысяч, а для избрания главы муниципального
образования было бы достаточно 20 тысяч долларов.
Всего же на выборы всей этой властной рати с учетом затрат
неудачников региональная и муниципальная власти тратят более 1
миллиарда 100 миллионов долларов.
СОЛНЦЕ ВСЕГДА ЗАТМИТ ЛУНУ.
Рассмотрим конкретный пример - выборы депутата в Госдуму от
Москвы. Это большие выборы - полмиллиона избирателей, мощная
конкуренция: для победы нужны серьезные деньги. Поскольку здесь
уже "все отработано", можно говорить о вполне конкретных суммах.
Так называемая кампания "от двери к двери" ("ходоки" идут по
подъездам и квартирам и лично раздают агитматериалы, собирают
наказы избирателей) требует около 200 агитаторов, каждый из
которых получает среднюю по Москве зарплату - бесплатно нынче
ничего не делается. Еще нужно учесть оплату координаторов, так
сказать, управленческого персонала, которая, конечно, выше. Не
обойтись без аренды помещений и оборудования. Короче говоря,
затраты на работу этого выборного цеха обойдутся примерно в 52
тысячи долларов.
Персональные, с указанием Ф.И.О., обращения кандидата в виде
писем, которые чаще всего направляют нашим ветеранам, обойдутся в
15 тысяч.
Чтобы электорат подробнее узнал о выдающихся достижениях
кандидата, выпускается несколько специальных номеров газеты,
каждый из которых попадает в почтовый ящик. Еще 30 тысяч.
Не обойтись хотя бы без двух видов плакатов и нескольких видов
листовок общим тиражом в полмиллиона - 80 тысяч долларов. Их надо
разнести и развесить - еще 12 тысяч.
Хлопотная и утомительная работа - организация встреч кандидата
с избирателями (их нужно не менее 50) обойдется в 5 тысяч
долларов.
Зато на благодеяния ветеранам, инвалидам, детским домам и
приютам стоит потратиться основательно: ветеран нынче больше
верит подаркам, чем словам, - 16 тысяч в "условных единицах".
Обязательно стоит организовать десяток бесплатных концертов с
привлечением "старых", советских звезд - это и дешевле, и
избирателю приятнее. Стоимость одного концерта - от тысячи до 5
тысяч долларов.
На рекламу кандидата в печатных СМИ вполне хватит 25 тысяч.
Зато около 200 тысяч долларов придется потратить на
изготовление фильмов и видеороликов и их прокат по каналам ТВ.
Статьи расходов можно продолжить, но не будем выдавать всех
тайн ремесла. Главное: если у вас есть 700 тысяч долларов и вы
имеете дело с хорошими специалистами (а на них экономить не
стоит), - участвуйте в выборах, и успех вам гарантирован, даже
если в соперниках у вас известный, но бедный или прижимистый
общественный деятель, неважно, демократ он или коммунист. Солнце
всегда затмит Луну.
ЧТО ПОЛУЧАЮТ "СПОНСОРЫ".
Приведенные ранее затраты находятся в видимом противоречии с
чувством справедливости и действующим избирательным
законодательством. Последнее резко ограничивает расходы
кандидатов. Да, избиркомы вроде бы активно пытаются
контролировать затраты претендентов, чтобы они соответствовали
закону. Но еще не было случая, чтобы кандидатов снимали с участия
в выборах за превышение расходов.
Нужны ли небогатой стране дорогостоящие выборы?
Надо признать, что демократия - вообще вещь дорогая. Хорошее
ведь дешевым не бывает. Но принципиально важно, чтобы система
действовала в рамках закона. Требуется создание институтов
общественного контроля за соблюдением гражданских прав, и прежде
всего - избирательного права. Методики расчета затрат на
избирательную кампанию имеются. Сегодня было бы разумным вменить
в обязанность избирательным комиссиям - пресекать теневой оборот
финансовых ресурсов избирательной кампании. При этом нужно
изменить и действующее законодательство. Официальное ограничение
расходов просто бессмысленно, если его не удастся контролировать.
Планку затрат на ведение кампании нужно поднять до реального
уровня. Понятно, что на самом деле при любом законодательстве
часть средств, несмотря ни на что, пойдет незаконным путем, но
пусть это будет меньшая доля, чем сейчас.
Тогда произойдет постепенная легализация "избирательного
бизнеса" и с тем же криминалом будет легче бороться, поскольку
большинство, наверное, предпочтет законные формы финансирования.
Представляется возможным и целесообразным введение двух
ограничителей. Во-первых, института электорального аудита. Во-
вторых, лицензирования деятельности имиджмейкерских команд. И то
и другое может быть реализовано под эгидой избирательных комиссий
или под совместным контролем исполнительных и представительных
органов власти.
В заключение все же отметим, что на рынке демократии граждане
никогда не победят. Демократия - не только рынок, но прежде всего
особая социальная среда, где люди могут договориться друг с
другом и с государством, властью. А это предполагает общезначимые
стандарты и правила поведения везде и во всем. А также
общественные институты контроля. Нет таких правил - деформирована
и демократия. Ведь выборы - это не соревнование
"мордоделов"-имиджмейкеров, а борьба людей за свое будущее,
выработка процедур их влияния на власть, защита прав каждого.
06-01-1999, Труд