TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Бюджет-99

НАШ ОБЩИЙ КАРМАН.
АЛЕКСАНДР ПРОЦЕНКО,ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.
НЕ СПРАШИВАЙ СТРАНУ, ЧТО ОНА МОЖЕТ ТЕБЕ ДАТЬ...
ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ НА 1 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА СОСТАВЛЯЕТ 145 МЛРД.
ДОЛЛАРОВ - ПО 1000 ДОЛЛАРОВ НА КАЖДОГО РОССИЯНИНА, ВКЛЮЧАЯ
НОВОРОЖДЕННЫХ.
ИЗ НИХ 103 МЛРД. ДОЛЛАРОВ - ДОЛГИ БЫВШЕГО СССР, А 42 МЛРД.
ДОЛЛАРОВ - "НОВЫЙ РОССИЙСКИЙ ДОЛГ", НАКОПЛЕННЫЙ С 1992 ГОДА.
КРЕДИТЫ МВФ, ЕСЛИ ОНИ БУДУТ ПОЛУЧЕНЫ, ПОЙДУТ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ
ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ.
СРЕДСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ДОЛЖНЫ РАСХОДОВАТЬСЯ В ОСНОВНОМ
НА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ: ОБОРОНА, ПРАВОПОРЯДОК, УПРАВЛЕНИЕ И
Т.Д. РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ФИНАНСИРУЕТ И "ДОТАЦИОННЫЕ"
ТЕРРИТОРИИ. В 1999 ГОДУ ФОНД ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНОВ
СОСТАВИТ 33,7 МЛРД. РУБЛЕЙ. ИЗ 87 СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ ПОМОЩЬ ИЗ
ЦЕНТРА НЕ БУДУТ ПОЛУЧАТЬ ЛИШЬ 12.
В КОНЦЕ 1998 ГОДА ОКОЛО 45 МИЛЛИОНОВ РОССИЯН ИМЕЛИ ДЕНЕЖНЫЕ
ДОХОДЫ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА.
ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 12 ПРОЦЕНТОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ.
ОТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В
ФЕДЕРАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В 1999 ГОДУ
ПЛАНИРУЕТСЯ ПОЛУЧИТЬ 9,7 МЛРД. РУБЛЕЙ, В Т.Ч. ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ЗА РУБЕЖОМ, - 200 МЛН.
РУБЛЕЙ.
Когда за три дня до получки в семье не остается денег на хлеб
и молоко, можно одолжить полсотни у друзей и пообещать себе (и
жене) впредь быть экономнее. Если деньги заканчиваются уже через
три дня после получки, могут возникнуть споры: "Куда так много
тратишь?!" или "Почему так мало зарабатываешь?!".
Надо ли удивляться, что в обнищавшей Российской Федерации -
нашей общей "семье" (уж простите за такое выражение!) ежегодно
идут споры по тому же принципу:
почему в государственной казне постоянно не хватает рублей на
самое насущное, зато регулярно находятся миллионы на вредные
излишества (например, на бессмысленную войну в Чечне).
Споры эти - о бюджете страны.
МАЛ БЮДЖЕТ - ПОТОМУ И ДОРОГ.
Российскому парламенту в нынешнем году было легче, чем,
скажем, украинскому: там президент Леонид Кучма за четыре дня до
Нового года попросту приказал прекратить финансирование
Верховного Совета, если за оставшееся до праздника время депутаты
не примут бюджет-99. Парламентарии все поняли правильно: уже
через день утвердили основные бюджетные показатели (доходы,
расходы, дефицит), а 31 декабря к вечеру приняли бюджет в целом.
Российскую Думу подвергли другому, более интеллигентному и
демократичному испытанию. Премьер-министр Евгений Примаков перед
обсуждением сообщил депутатам: или они принимают бюджет - или
кабинет подает в отставку. Оставить страну без правительства -
после того как с огромным трудом была найдена и дружно утверждена
кандидатура нынешнего премьера - Дума не посмела.
Бюджет приняли в первом чтении с редкостным единодушием
депутатских фракций и групп (против проголосовало лишь "Яблоко"
Явлинского). Депутаты согласились с тем, что в нынешнем, 1999
году доходы федерального бюджета составят около 474 млрд. рублей.
Расходы за год - чуть более 575 млрд. рублей, то есть потратим
на 101 "с хвостиком" млрд. рублей больше, чем заработаем. Для
того чтобы покрыть разницу, Центральный банк напечатает и отдаст
Минфину более 32 млрд. "пустых", инфляционных рублей, а остальные
деньги правительство намерено найти внутри страны (почти 27 млрд.
рублей) и за рубежом (около 45 млрд. рублей). Правительству
дано право за весь год взять взаймы за рубежом не более 7,5 млрд.
долларов. В основные параметры бюджета также заложены две
важнейшие цифры: годовая инфляция - не более 30 процентов, курс
доллара - 21,5 рубля за доллар.
Это - основные цифры, основные параметры федерального бюджета,
уже принятые Государственной Думой. Через неделю, когда парламент
начнет рассматривать закон о бюджете-99 во втором чтении,
предполагается нешуточная драчка за отдельные бюджетные статьи
(кому и на что - добавить, у кого - отнять и поделить). Но это
будет позже. А сейчас давайте разберемся, почему вокруг самого
проекта федерального бюджета кипят нешуточные страсти, хотя
большинство экспертов - и даже проголосовавших "за" депутатов
Думы утверждают: предложенный правительством бюджет -
"нереальный" и "неисполнимый" (ставя в плюс ему жесткость,
стремление жить по средствам), а потому уже весной его придется
корректировать.
Понять это надо хотя бы потому, что речь идет о наших с вами
деньгах - других денег у государства нет или почти нет. Скажем,
доходы федерального бюджета большей частью состоят из налогов -
на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и так далее.
Платят эти налоги предприятия, но в конечном итоге каждый
налог закладывается в цену товара, выставляемого на рынок. То
есть за все платит покупатель. Я, ты, он, она - вместе целая
страна.
Немалая доля федеральных доходов ожидается с таможни:
экспортные (вывозные) пошлины, импортные (ввозные) пошлины,
выручка от конфискованной контрабанды. Импортные пошлины берутся
опять же из нашего кармана - после того, как импортный товар
поступает на тот же прилавок по "вздувшейся" цене.
Экспортные пошлины "отнимают" не у всех - это уменьшение
дохода лишь предприятий и коллективов, непосредственно работающих
на экспорт. И лишь конфискат добавляет в федеральную казну,
ничего не отнимая у россиян, - здесь страдают (и поделом!) лишь
нарушившие закон контрабандисты. Но эти суммы - мизерные.
В сущности, через федеральный бюджет просто-напросто
перераспределяется часть заработанных в России средств. От
богатых - к бедным, от производителей товаров и услуг - к тем,
кто работает непосредственно на общество, "бюджетникам" (учитель,
врач, милиционер, военный...). В нынешнем году такому
перераспределению подлежат примерно 12 процентов от всего
внутреннего валового продукта, который будет произведен.
Предполагается, что за год этого "продукта" (товаров и услуг)
во всей стране будет произведено на 4 триллиона рублей. 12
процентов от этой суммы и составляют те самые запланированные 474
миллиарда рублей доходной части федерального бюджета России. В
переводе на доллары - 22,5 миллиарда.
Для сравнения: одновременно в Таллине эстонский парламент тоже
принял государственный бюджет на будущий год: доходная его часть
определена почти в полтора миллиарда долларов. А ведь по
населению Эстония в сто раз меньше России. Помножьте ее бюджет на
эту сотню и, как говорится, почувствуйте разницу.
Но именно поэтому - в силу крайней бедности государства - так
важно предельно точно определить, что и в каком объеме будет
финансироваться в наступившем году.
БОЛЬШЕ ПУШЕК - МЕНЬШЕ МАСЛА.
"Приоритетами бюджета-99 будут социальная сфера, оборона и
поддержка реального сектора экономики" - такое заявление сделал
на том самом заседании Государственной Думы министр финансов
Михаил Задорнов. Логика ясна. Например, расходы на образование
планируется увеличить в сравнении с ушедшим, 1998 годом на 21
процент. С первого апреля должны вырасти и зарплаты учителям -
финансирование этой статьи федеральных расходов увеличивается на
17 процентов. Остальная прибавка пойдет на "индексацию расходов
на материальные затраты образовательных учреждений в связи с
ростом цен" - так сказано в пояснительной записке к проекту
бюджета. Здесь же сообщается, что расходы на студенческие
стипендии увеличены до размера стипендии в две минимальные
российские зарплаты - то есть чуть меньше 170 рублей.
Предусмотрены и расходы на федеральные целевые программы
"Дети-сироты" и "Одаренные дети" - 5,1 млрд. рублей.
Много это или мало? Увы, крайне мало: поскольку в ушедшем году
инфляция уже составила 84,4 процента, обещанный рост учительской
зарплаты не покроет даже четверти уже происшедшего повышения цен
на все и вся. А в наступившем году рост цен продолжится - даже в
проекте бюджета он определен в 30 процентов, но эксперты дружно
утверждают, что реальная цифра будет выше.
Кстати, расходы "на осуществление социально-культурных
мероприятий" в проекте федерального бюджета-99 определены в сумме
76,8 млрд. рублей - на уровне уже ушедшего года. Значит, здесь
надо готовиться к еще большему ухудшению ситуации. Однако в
регионах, где помогают развитию реального сектора экономики,
имеются свои возможности для помощи бюджетникам и пенсионерам.
Увы, таких регионов в России немного.
Впрочем, пенсионерам поможет федеральный бюджет: 17,7
миллиарда рублей намечено выделить из него Пенсионному фонду для
выплаты пенсий. Так правительство Примакова старается сдержать
обещание - покончить с задержками пенсионных выплат и даже
чуть-чуть проиндексировать пенсии в наступившем году. Однако в
общем положение многих пенсионеров (в сравнении с ситуацией
прошлой весны) может ухудшиться примерно вдвое.
Зато армия может почувствовать себя немножко лучше, чем в
минувшем году. Расходы на оборону определены более чем в 16
процентов всего федерального бюджета. По словам министра финансов
Михаила Задорнова, "суммарно с правоохранительными органами
расходы на оборону составят более трети расходов федерального
бюджета на 1999 год".
Министр обороны Игорь Сергеев, однако, надеется на большее:
президент России обещал, что одни лишь расходы на оборону
должны составлять не менее 3,5 процента ВВП - всего валового
внутреннего продукта страны. То есть в нынешнем бюджете только на
оборону должно пойти более 24 процентов всей расходной части.
"Нынешний премьер уделяет оборонному бюджету столько внимания,
как никто из его предшественников", - сообщил маршал Сергеев
журналистам накануне "бюджетного" заседания Госдумы. И добавил,
что, если удастся реализовать его, Примакова, планы, "мы получим
даже больше - 3,58% ВВП".
Маршал был полон оптимизма: накануне президент подписал указ о
повышении с 1 января денежного довольствия военнослужащим, а с 1
июля - должностных окладов в 1,62 раза. "Если и платить будут
аккуратно, климат в воинских частях изменится к лучшему", -
сказал Сергеев.
Учителя, врачи, ученые, работники социальной сферы вправе
обидеться: почему не они оказались в центре внимания? Но
вспомним, до какого не только постыдного, но просто опасного для
общества состояния страна уже довела своего "человека с ружьем"!
Наверное, у нас слишком большая армия: после всех сокращений
минувшего года она все еще насчитывает 1 миллион 200 тысяч
человек - немногим менее одного процента от всего населения. Для
сравнения: в гораздо более богатой Германии при населении 80
миллионов человек численность армии - около 360 тысяч человек -
0,45 процента населения. Но в России есть еще и внутренние войска
МВД, и уйма прочих "людей в погонах" - нам всех не прокормить.
И все же нынешняя "бюджетная щедрость" по отношению к армии -
оправдана. Потому, что в армии идет реформа, которую без денег не
осилить. Прежний министр обороны Игорь Родионов утверждал:
военная реформа, профинансированная меньше чем на 5 процентов
ВВП, - авантюра. Не получив требуемого, назвал себя "министром
разваливающейся армии и умирающего флота", за что был снят с
должности. Нынешний министр Игорь Сергеев порой "режет по
живому", но реформа все-таки началась. Оставить сейчас армию без
денег - значит, задушить ее, реформу, в зародыше. Что просто
опасно для страны. Для нас всех.
Вот если бы еще меньше казенных денег уходило на генеральские
квартиры и дачи... Но об этом, судя хотя бы по о-очень неполным
данным военной прокуратуры, приходится пока только мечтать.
И наконец, "третий приоритет" - поддержка реального сектора
экономики. Того самого сектора, который в конечном итоге должен
спасти страну и для подъема которого страна должна сегодня найти
как можно больше денег Но сколько именно?
Например, сельское хозяйство - основа основ. "Каждая страна,
имеющая хоть минимальные земельные ресурсы, ставит сельское
хозяйство на первый план, - утверждает "аграрный" вице-премьер
российского правительства Геннадий Кулик. - Важнейшая
стратегическая задача - производить продовольствие в своей
стране, кормить им свое население, а по возможности и завоевывать
зарубежные рынки..." Нам нынче не до завоеваний - прожить бы
зиму, да весну - "до новины". Без импорта не выживем, ибо
половина сельхозпродуктов на наших прилавках - импорт. Причем
скоро дело не поправишь: если в 90-м году в России было примерно
"полкоровы" на человека, то теперь - вчетверо меньше. Как
утверждает Кулик, мы по этому показателю откатились на 56-е место
в мире - "на уровень самых отсталых стран Азии и Африки".
А только оснащение крестьянских хозяйств необходимой техникой
требует (по подсчетам Минсельхозпрода) 19 миллиардов долларов -
это 85 процентов всего федерального бюджета-99.
Деньги нужны и нынешнему российскому кормильцу - топливно-
энергетическому комплексу. Минтопэнерго сделало расчеты,
показывающие: при нынешнем мизерном уровне расходов (1,5
миллиарда долларов в год) на развитие ТЭКа - поиск новых
месторождений, бурение скважин, создание оборудования для добычи
и т.д. - "через пять-шесть лет в России остановится нефтедобыча".
Объем необходимых капиталовложений на срок до 2005 года - 36
миллиардов долларов, то есть более полутора бюджетов-99.
На постройку хороших дорог (Федеральная дорожная служба
утверждает, что нужно построить 544 тысячи километров) стране
нужно 540 миллиардов долларов. На связь и телекоммуникации -
более 60 миллиардов долларов. На переоснащение автомобилестроения
- более 20 миллиардов долларов, на приведение в порядок
металлургии - 14,2 миллиарда долларов, легкой промышленности - 6
- 8 миллиардов долларов, пищевой - не менее 2 миллиардов.
А в бюджете-99, в той его части, которая названа "Бюджетом
развития", на все про все запланирован лишь 21 миллиард рублей (1
миллиард долларов). Почти весь этот бюджет (18,5 млрд. руб.)
сформирован за счет "связанных кредитов на инвестиционные цели",
остальное - из федеральных доходов. То есть "остального" может
просто не быть. А кредитные деньги из-за рубежа хорошо бы
использовать с толком - чтобы по крайней мере не разворовали...
ПРИНЯТЬ ЛЕГКО - А ТЫ ВЫПОЛНИ!
... По словам председателя бюджетного комитета Госдумы
Александра Жукова, в комитет уже поступили депутатские поправки к
бюджету, увеличивающие его расходную часть как минимум на треть.
Но, поскольку основные цифры уже утверждены, увеличение
расходов по одной статье должно автоматически урезать
какую-нибудь другую.
А генеральный прокурор Юрий Скуратов уже заявил, что
прокуратура в нынешнем году намерена "жестче применять уголовные
репрессии по фактам нарушения законов в части расходования
бюджетных средств".
Что называется, давно пора! Тем более что, помимо всего, в
наступившем году состоятся новые выборы в Думу, и найдется немало
желающих профинансировать свою избирательную кампанию и за счет
казны...
Всяких охотников до бюджетных денег в России всегда было
немало. До НАШИХ денег ..




06-01-1999, Труд