TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Идем в гости

"ВСЮ ЖИЗНЬ МЕЧТАЛА О МАРГАРИТЕ".
МАРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ.
Алиса Фрейндлих появилась на сцене в начале 60-х.
И сразу же о ней заговорили как об актрисе большого дарования.
Юной Алисе было у кого учиться:
отец Бруно Фрейндлих был ведущим артистом Ленинградского
театра имени А.С.Пушкина. В театре имени Ленсовета актриса
работала со знаменитым режиссером Игорем Владимировым,
впоследствии ставшим ее мужем, а в 1983 году она по приглашению
Георгия Товстоногова пришла в БДТ и заняла ведущее место в
прославленной труппе. При этом Алиса успевала успешно сниматься в
кино - в таких известных фильмах, как "Служебный роман",
"Сталкер", "Агония", "Старомодная комедия".
- Алиса Бруновна, а кто вообще был вашим кумиром? На кого вы
"ходили"?
- В школьные годы я была балетоманкой. Балет - это
несостоявшаяся мечта. В школе у меня был абонемент в Кировский. Я
была "лемешисткой" - в отличие от "козловитян", с которыми мы
воевали. Очень любила Лемешева, Уланову, Вечеслову. А в институте
я бегала в ТЮЗ, в "Пассаж", в Пушкинский...
- Что дала вам школа вашего учителя Бориса Зона?
- На курсах Зона были не только потенциальные "звезды", но
все, кого он учил, стали высокими профессионалами. Он считал, что
талант от Бога, его надо только угадать и направить на правильный
путь. Зон учил: то, что дается свыше, должно быть умножено
владением ремеслом. Он даже не говорил слова "профессия"
(профессия - это все вместе), а ремесло. Набор приемов. Набор
ходов. Как игра в шахматы. Вот доска. Вы можете на ней делать
ходы самые простейшие и самые гениальные. Но есть система ходов,
которую вы должны знать.
- В какой момент своей жизни, в какой возраст вы хотели бы
вернуться?
- Конечно, в 70-е годы, в театр Ленсовета. Это было совершенно
замечательное и волшебное для меня время, когда все совпало:
житейская зрелость, профессиональный опыт, максимальный
энергетический пик. Это совпало и со зрелостью театра. Игорь
Владимиров пришел в театр в 1960 году - собирал артистов, искал
художественный ракурс, в котором театр будет развиваться. Ставил
самое разное - и хорошее, и плохое - и чего душа хотела, и что
велено было. А к концу 60-х театр вызрел: собралась труппа, с
1970- го начался альянс с композитором Г.Гладковым, появились
музыкальные спектакли, которые полюбились зрителю и долго
держались в репертуаре: "Укрощение строптивой", "Дульсинея
Тобосская", "Люди и страсти". Все рождалось на репетициях:
скажем, возник эмоциональный пик в какой-то сцене - ага, здесь
нужна музыка. И тут же заказывались музыка, стихи...
- А до этого в театре Ленсовета были замечательные спектакли,
в них вы играли Таню, Лику, Элизу Дулитл...
- Я не любила "Пигмалион". Это была моя первая встреча с
классикой, и я трусила. Любила "Таню", но мне казалось, что в
этом спектакле Владимиров еще только искал свой стиль. Правда, и
тогда его режиссура была целиком сосредоточена на актере. Сейчас,
увы, наоборот - настало время режиссерского театра, и актер чаще
только исполняет чужую волю. Представьте себе дирижера, который
не уделяет внимания солирующим инструментам, для которого важен
только общий шум...
- Но ведь вы можете просто выйти на сцену, "взять зал" - и
все.
- Я хочу жить в здании. Где ниоткуда не дует. Где прочны все
опоры и целесообразна планировка.
- У многих из тех, кто играл тогда в Ленсовете, а потом ушел,
наступил творческий спад?..
- Дело не в том, что это был какой-то выдающийся театр -
просто Владимиров собрал людей, совпадавших по "группе крови". В
других театрах, видимо, этого не произошло. Вот и я в БДТ -
пришелец.
Если бы Товстоногов прожил дольше, было бы, наверно,
по-другому, во всяком случае у нас завязались заинтересованные
отношения. Но его не стало. Спросите меня, что я за 15 лет в БДТ
сыграла для души своей? Отвечу: Аманду в "Стеклянном зверинце" и,
пожалуй, три дивертисмента в "Пылком влюбленном".
- Вы жалеете о каких-то несыгранных ролях?
- Я мечтала о булгаковской Маргарите. Но это было нельзя
тогда, когда я могла бы сыграть, а когда стало можно - я уже не
могла.
Хотела играть в "Вестсайдской истории". Режиссер Ольшвангер в
1960 году затеял ставить спектакль в театре имени
Комиссаржевской, и мы даже принялись разучивать музыкальные
партии. А потом главк закривлялся - и "Вестсайдскую историю"
стали откладывать, Ольшвангера снимать... Потом я сыграла
Джульетту. Это был замечательный спектакль, но он очень мало
прожил, потому что как раз тогда у меня надумала родиться дочь
Варя. А когда я вернулась на сцену, то спектакль не восстановили
по смешной причине. Костюмы к нему за огромные деньги были сшиты
из джерси: джемпера, лосины, свитера. Пока я рожала, моль сожрала
все костюмы, и театр не нашел денег на новые.
Еще я мечтала сыграть Ящерицу в пьесах Володина ("Выхухоль" и
"Ящерица", даже без "Двух стрел", складывались в законченную
пьесу). Это был волшебный материал для мюзикла. Я подала Гладкову
идею: чтобы музыка в спектакле возникала очень постепенно.
Поскольку это первобытное общество, музыка должна была рождаться
из капель воды, шороха травы. А по мере того как развивается
"цивилизация", возникает и мелодия. Я очень этим загорелась, но,
увы, ничего не состоялось.
- А что вы играете сейчас?
- Сейчас нет интересных ролей для актрис моего возраста. Я
сопротивляюсь, делаю концертные программы, работаю "на стороне",
храбрюсь, чтобы не сразу сесть у печки и вязать носки. Таких
ролей, наверное, много, но они не решают ничего в спектакле. Я
всегда любила роли, которые являются опорой спектакля. Мне
интересна метаморфоза, которая заключена в судьбе, в характере, в
жизни персонажа. А просто сыграть данность, результат - это
скучно.
- Что предполагается нового у вас в этом сезоне?
- Много лет мы со Стржельчиком играли "Пылкого влюбленного".
Когда Стржельчика не стало, в театре шли разговоры, чтобы
возобновить спектакль с другим партнером. Но тут я
воспротивилась. Владик был замечательный партнер, такой ловец
импровизации.
Ностальгия по этому спектаклю заставила искать, и мы с Олегом
Басилашвили нашли пьесу - "Калифорнийская сюита" того же Нила
Саймона. Правда, есть сомнения, что у театра не хватит пороха на
постановку. Нужны хорошие костюмы, а это дорогое удовольствие.
- Вопрос "на засыпку". Что такое в вашем понимании актер?
В чем его природа, как в нем сочетаются актерское и
человеческое?
- К этому нужно вообще относиться философски - к театру, к
жизни, к успеху. Что происходит в жизни, что несет с собой
испытание - это все "горючее" для сцены. Жизнь есть топливо для
творчества, а творчество - топливо для жизни. Это настолько
взаимопроникающие вещи! Нельзя тратиться в жизни безудержно,
чтобы потом ничего не осталось для сцены. Нельзя тратиться в
театре так, чтобы в жизни все скользило мимо. Нужен баланс
житейских и творческих затрат, весы все время должны
балансировать.
- Откуда вы черпаете силы?
- Я очень доверчиво отношусь к Библии, к изложенным в ней
заповедям. Верю, что дающему воздастся. Много раз ловила себя на
мысли, что если я в хорошей форме, если у меня есть силы бросить
энергию в зал, то в ответ идет обратный поток. Если среди ста
человек хотя бы десять вздохнули и выдохнули одномоментно, то я
уже получаю куда больше, чем отдала. Так что, конечно, театр -
это модель, образ человеческого бытия.
- Какие спектакли именно в этом ключе действовали на вас как
на зрителя?
- Их было много. "Идиот", "Мещане", "Варвары" в БДТ, "А зори
здесь тихие" у Любимова на Таганке,"Ричард", "Кавказский меловый
круг", "Макбет" у Стуруа. Спектакли Марка Захарова, его фильмы.
- Что нынче приносит вам радость?
- Конечно, детишки. Внуки.
- Вы относитесь к ним по-иному, чем когда-то к маленькой Варе?
- Я всегда запаздывала с внутренним развитием, и, хотя Варька
родилась поздно, я сама еще мало что понимала. Потом начала
понимать и судорожно догонять. В результате и сейчас она для меня
еще ребенок. Всех троих я воспринимаю как единое целое! Варя и ее
детишки - это мое суммированное дитя. Я пытаюсь дать им то, что
не успела дать дочери.
- Внуки уже ходили в театр?
- Ходили. Аня, видимо, унаследовала тягу к балету, пытается
импровизировать под музыку. А у Никиты все-таки технический склад
ума, он управляется с магнитофоном и "видиком" с четырех лет.
Изначально они оба склонны к лицедейству, но ведь к этому
склонны практически все дети. Надо ли поворачивать их в эту
сторону - для меня вопрос.
- Ваша дочь пошла на актерский факультет сознательно?
- Вначале она решила поучиться на театроведа, так как знала,
что ей совсем не просто будет жить в театре, имея таких
знаменитых родителей и деда... Надо было, как говорится,
"пообтесаться". Но потом она собралась с силами и поступила на
актерский факультет к Ефиму Падве. Игорь Владимиров не мог
смириться с тем, что его дочь будет учиться у другого педагога и
перевел ее на свой курс. К сожалению, это отрицательно сказалось
на творческой биографии Вари. Она вся сжалась, ее стали одолевать
комплексы, и поэтому ей пришлось уйти из профессии. Мне очень
жаль, что так получилось, потому что, как мне кажется, у нее есть
актерские способности.
Подтверждение тому снятый четыре года назад фильм Худякова,
где она очень неплохо сыграла.
- А что у вас с кино?
- Ничего. Тишина. Предлагали какие-то "мыльные оперы", но я не
хочу тратить время на глупости.




06-01-1999, Труд