Tv телеакцент
НОВЫЙ ГОД СО СТАРЫМ TV.
АНРИ ВАРТАНОВ.
Обычно свои новогодние программы телеканалы начинают "варить"
еще в первые дни сентября. А тут 17 августа случился финансовый
крах, смешавший все карты. Не стало денег, да и охоты к безумному
веселью поубавилось. Некоторые руководящие телеголовы - те, что
прежде тратили на двухчасовую программу до миллиона, а то и двух
долларов, посетила здравая мысль:
"Телевидение станет беднее? Ну и что - зато оно будет скромнее
и больше соответствовать уровню жизни по всей России. Москва
перестанет раздражать провинцию".
Но ближе к Новому году в прессе появились сообщения, что
телеканалы раздобыли-таки кое-какие деньги для подготовки
праздничных программ. ОРТ получило от крупной заокеанской фирмы
200 тысяч долларов, НТВ нашло только 70 тысяч, РТР - всего 30 и
т.д.
Телевизионщики кинулись наверстывать упущенное. Газеты
пестрели сообщениями о сюрпризах, которые ждут зрителей в
новогоднюю ночь. Наконец, она случилась, эта самая ночь. Каждый
из каналов - а их только в столице около десятка - порадовал
своих зрителей двухчасовым новогодним шоу. Если к ним прибавить
"Песню-98", то в целом получился концерт длиной в... 25 часов.
Говорю "концерт", потому что никаких других жанров, кроме
песенного, устроители праздничных действ не знали. Как бы ни
называлось представление - "Новогодняя ночь на ОРТ", "Голубой
огонек", "Новогоднее ТелеВидение", - небогатой на выдумку
фантазии авторов соответствовал всякий раз весьма убогий, до боли
знакомый попсовый концерт.
Сначала я пытался было внимательно следить за номерами и
исполнителями. Фиксировал время появления в эфире разных каналов
одних и тех же звезд. 0.11, записал я в своем дневнике, Л. Долина
на ОРТ, в 0.28 она уже на НТВ. В 0.06 Ф. Киркоров на ОРТ, в 0.41
- на РТР, а в 0.45 - на "прямом эфире" НТВ. В 0.17 кабаре-дуэт
"Академия" одновременно присутствует в кадре ОРТ и РТР. Потом
понял: укоры в мелькании на разных каналах, которые прежде
сражали наших артистов наповал, теперь им нипочем. Раз их зовут
на ТВ, раз платят, значит, все нормально. Значит, они нужны.
Значит, в их творчестве воплощаются сегодняшние вкусы.
Так вот - о вкусах. Двадцатипятичасовое новогоднее песенное
теледейство, за редчайшим исключением, стояло на нескольких
основных "китах". Жанровое разнообразие, сравнительно недавно
изобильное, здесь сведено фактически к ресторанно-танцевальной, а
иногда и попросту кабацкой лирике. Пустые, не дающие ничего ни
уму, ни сердцу песенки. Главное - не мелодия, не смысл, а ритм,
моторика. "Звезды" яростно скакали по сцене, а некоторые даже
катались по ней в полуэкстазе.
В оформлении сцены авторы соревновались в помпезности и
безвкусице одновременно. На ОРТ был достигнут эффект "пафосного
блокбастера". Он состоял в какофонии цвета и формы. Ярко
покрашенные античные колонны сочетались с фрагментами знаменитой
росписи Сикстинской капеллы кисти великого Микеланджело. Вся эта
нелепица нужна была разве что для финансового отчета перед
американскими благодетелями: деньги угроханы.
Самым распространенным концертным костюмом "звезд" стал на сей
раз... купальник. Если же певец или певица выступали в одеждах,
то обнажены до предела были девицы из группы подпевки или
кордебалета.
Экономя на гонорарах поэтам, композиторы, а то и сами
исполнители, с легкостью бросившиеся в бурное море
сочинительства, нередко выступали в качестве авторов слов. Тексты
при этом лишь при большом воображении можно считать написанными
по-русски и уж никак не поэзией. Снова стало входить в моду пение
на иностранных языках. Видимо, кто-то справедливо решил, что
бессмыслица родных текстов уже достигла той степени, когда
логичнее перейти на чужую речь.
Падкое на скандалы ТВ с удовольствием предоставляло подмостки
людям, которых в другое время постарались бы попридержать в тени.
Артист, агрессивно демонстрирующий свою принадлежность к
сексуальным меньшинствам, получил недавно от ворот поворот в
одной из российских областей. Там его не выпустили на телеэкраны.
Зато он красовался в первый день года на ОРТ в сверхпопулярной
"Песне-98". Беззубый Шура, выпущенный потанцевать и попеть в
плавках и опорках, - такой вот нам всем подарок от "мастеров"
попсы. Теперь-то вы понимаете, что они о нас думают...
В тот же день вышла в эфир премьера программы Никиты Михалкова
"Русский стандарт". Пусть многое в ней пока не удалось. Слишком
затянуто и аморфно развивается ее сюжет. Некоторые артисты,
подлинные мастера своего дела, неуклюже занимаются чужим:
балерина поет, драматический актер танцует, музыкант читает
стихи. Автор не жалеет добрых слов, говоря о своих родных, о
новом сорте водки, о снятых в разное время собственных лентах. В
какой-то момент происходящее напоминает начало предвыборной
президентской кампании. Но не это, на мой взгляд, главное в
передаче. Оно - в умном, глубоко неравнодушном отношении к
отечественной культуре, в вере в ее животворные силы и великое
предназначение. В уважении к главному из русских "стандартов" -
духовности, о которой, кажется, позабыли беззаботные составители
новогодних ночных представлений.
06-01-1999, Труд