TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Через северный полюс в америку

И ОБРАТНО ОТНЫНЕ ПО
"КРОСС-ПОЛЯРНЫМ" МАРШРУТАМ, ПРОЛОЖЕННЫМ НАШИМИ ПОЛЯРНЫМИ
ЛЕТЧИКАМИ, БУДЕТ ЛЕТАТЬ ВСЯ ПЛАНЕТА.
Первого февраля пассажирский самолет "Боинг-747" проследовал
регулярным рейсом Чикаго - Гонконг над Северным полюсом. В тот же
день над российским Заполярьем пролетел другой "Боинг"-из
Детройта в Пекин. Пассажирам этот полет не показался каким-то уж
очень необычным, если не считать одного обстоятельства: время в
пути на несколько часов меньше, чем прежде.
ТО, ЧТО, скажем, из Америки в Китай кратчайший путь-через
Северный полюс, - известно давно. Первую легендарную "кросс-
полярную" трассу "проложил" экипаж Валерия Чкалова более 60 лет
назад. Но воплотить в жизнь регулярные пассажирские перелеты все
время что-то мешало: то сложная политическая обстановка, то
недоверие "западников" к российским центрам управления воздушным
движением: ведь при перелете через полюс и вплоть до южных границ
России судьба самолета передается в руки российских диспетчеров.
И хотя для специалиста очевидно, что наши авиадиспетчеры не
уступают, скажем, американским, предубеждение существовало.
Именно поэтому, прежде чем открыть регулярные авиамаршруты над
русским Заполярьем, проводилось множество испытательных полетов,
а потом-более пятисот(!) демонстрационных, в ходе которых именно
наземные службы подвергались жесточайшим тестам.
Требовала решения еще одна проблема-"климатическая". Северный
полюс - все-таки не курорт. Вероятность нелетной погоды по
маршруту есть всегда. Но тут наши авиаторы нашли выход. Впервые в
практике гражданского воздушного транспорта Россия предоставляет
авиаперевозчикам возможность так называемого гибкого
использования "кросс-полярных" маршрутов. Это означает, что
авиалайнеру назначается для полета не одна конкретная трасса, а
целые четыре. В зависимости от метеоусловий и других факторов
можно выбирать любую из них.
Лишь когда безопасность "кросс-полярных" рейсов была
многократно доказана, Международная организация гражданской
авиации (ИКАО) утвердила принципиально новые авиамаршруты, и по
воздушной тропе, проложенной чкаловским одномоторным АНТ-25РД
пошли караваны мощных "Боингов". Регулярные рейсы через Северный
полюс позволяют авиакомпаниям экономить огромные деньги - ведь
длительность полета сокращается на два-три часа. А Россия стала
получать приличные суммы за эксплуатацию иностранными
авиакомпаниями нашего воздушного пространства. Как сообщил
заместитель руководителя Департамента государственного
регулирования и организации воздушного движения ГСГА Минтранса РФ
Леонид Щербаков, за каждые сто километров полета, к примеру,
самолета "Боинг-747" Россия будет получать по 72 доллара
аэронавигационного сбора. А ведь дальность полета над нашей
территорией достигает 4000 километров. Вот и считайте. При этом в
сутки по "кросс-полярным" маршрутам могут проходить десятки
самолетов. Ограничение (да и то временное) интенсивности движения
только одно-не более двух воздушных судов в час.
Есть и другая, не менее выгодная для России сторона дела. С
открытием полярной авианавигации многие города Сибири и Зауралья
стали ближе к Америке, чем Москва. Получили потенциальную
возможность не только использовать свои аэродромы для иностранных
авиакомпаний, но и привлекать туристов, предпринимателей. Дело за
малым: региональные власти должны привлечь зарубежные
авиакомпании к сотрудничеству, а авиапассажиров- к бизнесу на
своей территории.
Открытие "кросс-полярных" рейсов - историческое событие еще и
потому, что в последние годы Россия реально зарабатывала отнюдь
не на высоких технологиях, а прежде всего - на продаже сырья,
природных ресурсов. Здесь же Россия получит дивиденды за
высококвалифицированный труд авиадиспетчеров. И за не наносящую
ущерба природе "сдачу в аренду" своего воздушного пространства.
Михаил ЗУБОВ, Евгений НИКИТИН.




06-02-2001, Труд