Вопреки здравому смыслу
В России может появиться еще одно силовое ведомство. И,
похоже, обладающее мощной разрушительной силой. Правда, эта сила
обрушится на собственных товаропроизводителей, которые, несмотря
на многочисленные экономические "эксперименты", продолжают
работать. А речь идет о некоем суперминистерстве. Новое ведомство
федерального значения появится, если депутаты Государственной
Думы подкорректируют закон "О товарных биржах и биржевой
торговле".
Еще в начале 90-х годов Михаил Задорнов (я имею в виду не
экономиста, а сатирика) говорил о том, что у нас развелось бирж
больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых.
Действительно, в то время биржи и финансовые "пирамиды" стали
символами "стремительных рыночных преобразований". Через первые
гоняли воздух, получая вполне осязаемые дивиденды. Чем занимались
вторые, почувствовали на себе миллионы доверчивых россиян. Только
после "шоковой" терапии дошло: и при капитализме надо вкалывать!
Оказывается, основой процветания любого государства, как бы
оно себя ни называло, остается труд, желательно осознанный и
грамотно организованный.
Вроде бы все это поняли, да и время внезапных обогащений
прошло. Но вот четыре депутата, озабоченных "повышением
эффективности рыночной экономики" и "усовершенствованием биржевой
торговли", вносят на рассмотрение высокого собрания проект. В нем
всего-то двадцать пять строк, а суть заключается и вовсе в
нескольких фразах. Схема проста: "уполномоченные биржи" торгуют
"стратегически важными видами сырья", то есть нефтью, лесом,
металлом, зерном. Все эти и другие ликвидные товары, которые еще
остались в стране, предприятия и организации "должны выставлять
на биржевые торги: в количестве не менее двадцати пяти процентов
от общего объема их реализации на внутреннем рынке".
Хотя законопроект сам по себе мал, вопросов он вызывает
немало. Что такое доля обязательной продажи "не менее 25
процентов"? Означает ли это, что квота может вырасти до 30, 60 и
более процентов? Кто и на каких основаниях будет устанавливать
ее? Логично предположить, что решением всех этих вопросов будет
заниматься "министерство бирж". Штат нового ведомства должен быть
внушительным: ведь для обработки колоссального объема информации
(под действие закона подпадают сотни тысяч товаропроизводителей)
надо создать новые контролирующие органы в центре и на местах,
"изыскать" немалые финансовые, материальные и технические
ресурсы. Авторы не уточняют, откуда возьмутся средства: из
бюджета или, может быть, товаропроизводители должны скинуться?
А представляете, какое широкое поле открывается для творчества
новой армии чиновников? Во-первых, надо составить список
"уполномоченных" бирж. Уже интересно. Но главная изюминка кроется
в установлении долей. Ведь для бюрократа слаще меда даже само
слово "распределение", не говоря уже о конкретных действиях в
этом направлении. Никаких критериев на сей счет авторы
законопроекта не обозначали, видимо, их и нет. Значит, все будет
по-старому: ты - "хороший", твой оброк - четверть продукции, а
ты, "плохой", тащи на биржу все восемьдесят процентов. А кто
будет нести ответственность за убытки товаропроизводителей от
неминуемых ошибок в "расчетах" размера доли? Законотворцы скромно
отмалчиваются и на этот раз.
Авторы поправки вроде бы пекутся об "экономической
безопасности государства". На деле же четко прослеживается
опасность возрождения длинных цепочек посредников, нового
"бартерного бума", что в конечном счете приведет к проблеме
"живых денег" и неконтролируемому росту цен. Все это было
буквально вчера, мы только-только с трудом и большими потерями
отошли от подобной феодальщины. Может, хватит?
Понятно, государство должно отвечать за бесперебойное
снабжение внутреннего рынка, особенно армии, села, Северов. Нужны
и резервы для восстановления Чечни или, скажем, для помощи
замерзающим регионам. Но для решения перечисленных задач есть
госпоставки, особых проблем там вроде бы не наблюдается.
Словом, предложение депутатов, мягко говоря, странное. В
заключении, подписанном заместителем председателя правительства
А.Кудриным, в частности, отмечается, что законопроект содержит
юридическую неопределенность, превышающую предусмотренные
Конституцией РФ и Гражданским кодексом условия введения
ограничения прав граждан и юридических лиц, и дипломатично
предлагается "существенно доработать" предложение. Коллеги
авторов биржевой поправки из Комитета Государственной Думы по
экономической политике и предпринимательству режут правду-матку
без стеснения: "законопроект никак нельзя признать концептуально
проработанным, на основании чего его нельзя принимать в первом
чтении".
Ну а что касается справедливого желания иметь в стране больше
хороших и дешевых товаров, в том числе и стратегически важных, то
на этот счет есть один проверенный рецепт: надо не биржи плодить
чуть ли не в каждой деревне, а улучшать условия для тех, кто
производит и продает. В условиях свободного рынка биржи возникнут
сами, без помощи верхов, причем там, где это необходимо, и именно
столько, сколько нужно. И ни одной больше.
Сергей БАЙГАРОВ.
06-02-2001, Труд