TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Круглая дата

ВЕЛИКАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ТАЛАНТА.
СЕРГЕЙ БИРЮКОВ.
Однажды, в далекую уже пору юности, мама застала меня у
радиоприемника зареванным. "Что случилось?" - испугалась она. Я
мог только кивнуть на матерчатую стенку старенького приемника и
пробормотать: "Чайковский, "Манфред", Светланов..." Дальнейших
объяснений не понадобилось. В великой музыке, в передаче ее
феноменальным дирижером было столько мощи, трагизма, масштаб
образов был таков, что это вызвало настоящее потрясение в душе.
С тех пор подобные потрясения приходили многократно. Последнее
было совсем недавно, когда, чуть ли не стоя в переполненном
Большом зале Консерватории, не смея пошевелиться, я вместе с
сотнями других людей уносился духом в несказанные выси, буквально
загипнотизированный божественными звуками Восьмой симфонии
Малера. Дирижировал Евгений Светланов.
Силу его личности, его духовного посыла, его искусства трудно
с чем-либо сравнивать. Если кого-то из современных дирижеров
называть наследником великого Рахманинова, то в первую очередь
этого достоин, думается, Евгений Светланов.
Тем более поразительно, что в современной России искусство
мастера востребовано далеко не в должной степени. Вспомните,
когда вы видели и слышали выступление Светланова по одному из
российских телеканалов, - боюсь, это было давно. А Большой театр,
для славы которого музыкант сделал так много, уже почти десять
лет не предоставляет ему возможности воплотить свои оперные и
балетные замыслы. Не оттого ли Светланов в последние годы все
больше времени проводит за рубежом, что для некоторых
руководителей нашей культуры он стал слишком "привычной" фигурой,
которую как бы можно и не замечать?
Для руководителей - может быть, но не для публики. Стоит
объявить концерт Светланова, как тут же аншлаг Это при нынешних-
то трудностях жизни, дороговизне билетов, транспорта и всем
прочем. Люди хотят чувствовать себя людьми, и музыкант своим
искусством помогает им в этом.
Сегодня не хочется о грустном. Именно в эти дни Евгений
Федорович отмечает свою замечательную дату. Присоединяясь к
пожеланиям счастья-удачи юбиляру, уступаю слово тем, кто хорошо
знает и любит этого удивительного человека.
Тихон ХРЕННИКОВ, композитор.
Для меня несомненно, что отечественная музыкальная культура
играет в мире лидирующую роль. И точно так же Евгений Светланов
занимает в нашей культуре исключительное, лидирующее место: он -
самый талантливый, единственный наш гениальный дирижер. Об этом
надо сказать прямо, никого не боясь обидеть.
Его творческий, профессиональный рост я наблюдал с самых
ранних лет. Часто доводилось видеть его, потому что Женя был
учеником композитора Шапорина, который жил в том же подъезде, что
и я. Уже тогда о юноше заговорили, как о чрезвычайно одаренном
композиторе и пианисте.
Но мы еще не знали, что это - только преддверие подлинной
славы Светланова. Она пришла тогда, когда он, воспитанник
замечательного дирижера и педагога Александра Васильевича Гаука,
встал за дирижерский пульт - сперва в Большом театре, а потом и в
Государственном академическом симфоническом оркестре.
С самого начала выявилась склонность Светланова прежде всего к
русской музыке. Так, как он играет Чайковского, Скрябина, не
играет никто. Вторую симфонию Рахманинова в его исполнении я не
могу слушать без слез. Но со временем выяснилось, что он
потрясающе интерпретирует и произведения западных композиторов -
Бетховена, Вагнера, Малера...
Вспоминается такой эпизод. Лет 20 тому назад, во время
празднования 200-летия американской конституции, нас, группу
советских музыкантов - в том числе меня, Леню Когана и его сына
Павла - пригласили в Америку. Был в этой группе и Светланов. У
нас должны были состояться концерты с Филадельфийским оркестром.
Надо сказать, что в Америке Светланова тогда мало знали.
Видимо, до оркестрантов его слава еще не дошла. И вот днем
музыканты собрались на репетицию. Перед ними появился человек,
который представился скромно: "Здравствуйте. Вообще-то я
композитор, а не дирижер. Ну, давайте порепетируем". И начал
дирижировать Пятую симфонию Чайковского - сперва как бы между
прочим, держа одну руку в кармане, облокотившись на загородку
позади пульта.
Постепенно и он, и музыканты загорались все сильнее. Он уже
стоял в полный рост, дирижируя обеими руками, в движениях которых
становилась зримой эта потрясающая, невероятной силы музыка, вся
сложнейшая гармония ее оркестровых партий. Они сыграли симфонию
от начала до конца без единой остановки. И тут весь оркестр
буквально вскочил на ноги, поднялся ор: "Кто этот дирижер? Он
гениален, мы такого еще не видели...".
Я счастлив, что премьеры всех моих оркестровых произведений
проходили под руководством Светланова. А адажио из "Гусарской
баллады" он часто играет на бис, притом так вытягивая
кульминацию, что дух захватывает. Вот что такое Светланов - когда
у самого автора захватывает дух от исполнения собственной музыки.
Хочу сказать еще и о том, что Женя способен на настоящую
дружбу.
И в ней он удивительно постоянен. Когда в конце 80-х годов
некоторые газеты начали кампанию травли меня - будто бы я на
своем посту руководителя Союза композиторов душил все талантливое
и прогрессивное в советской музыке, - Светланов, возмущенный этой
клеветой, встал на мою защиту, нимало не думая о том, что стрелы
могут быть направлены и против него. Он писал письма в газеты, в
ЦК.
Великая отзывчивость великого таланта на все, что происходит в
жизни, в искусстве, - так бы я определил главную черту этой
исключительной личности.
Николай ПЕТРОВ, пианист.
Наше первое совместное выступление состоялось в начале 60-х
годов. Мне часто доводилось играть со Светлановым - в нашей
стране, в Америке, Канаде, Германии, Японии, Испании... Я не знаю
другого дирижера, с кем Рахманинова было бы играть лучше, так
сказать, "привольнее".
На память приходит случай, имевший место в Софии году в 74-м
или 75-м. В программе значился Второй концерт Рахманинова,
который мы никогда до того вместе не исполняли. И то ли
инструменты оркестрантов вовремя не подвезли, то ли что-то другое
стряслось - в общем, мы вышли на сцену битком набитого зала
Софийской филармонии, так и не порепетировав предварительно.
Ситуация довольно рискованная. Но вот прозвучали первые
аккорды фортепиано, вступил оркестр - и вдруг я почувствовал, что
меня словно подхватили теплые, добрые, сильные руки и понесли по
морю рахманиновской музыки. Я отдался этому полету полностью...
То наше совместное музицирование не забуду никогда... А сейчас с
радостью готовлюсь к новому выступлению: 11 ноября мы должны
представить москвичам Третий концерт.
Господь наградил его без меры. Такого таланта хватило бы на
десятерых дирижеров. Какая потрясающая работоспособность - им
записана вся русская симфоническая музыка, от Глинки до
Мясковского, весь Малер. А какая невероятная мануальная техника -
выразительная, точная, красивая...
И еще - ответственность и чувство стыда за свою работу. Это
характерно для самых крупных музыкантов. Рахманинов никогда не
уходил со сцены вприпрыжку: "Ух, здорово я сегодня сыграл!" Вот
так же требователен к себе и Светланов.
Были времена, когда мы сближались, были - когда отдалялись. Но
о значении этого человека в моей жизни свидетельствует хотя бы
тот факт, что он является крестным отцом моей дочери.
70 лет - средний возраст для дирижера. Видимо, эта профессия
стимулирует в организме деятельность таких центров и систем,
которые обеспечивают долголетие. И дай Бог Евгению Федоровичу
здоровья, а нам всем - новых встреч с его искусством.
Лариса ДОЛИНА, певица.
Я познакомилась с Евгением Федоровичем на репетиции концерта
"Шлягеры уходящего века", который год назад прошел в Большом зале
Консерватории. Эту программу придумал он, и он же пригласил меня
в ней участвовать. Просто позвонил и сказал:
- Лариса, я хочу, чтобы "Барселона", "Кабаре", "Нью-Йорк, Нью-
Йорк" прозвучали в вашем исполнении. Вы сможете. Вы - моя любимая
певица.
Ну как я могла после таких слов знаменитого дирижера
отказаться?
Волновалась страшно, трепетала, как перед экзаменом. Накануне
концерта Светланов в демократичной курточке и джинсах подошел ко
мне и спросил:
- В чем вы собираетесь петь?
Он меня ошарашил. Меньше всего ожидала от него такого вопроса.
- Я специально купила платье к этому выступлению, Евгений
Федорович. Вот собираюсь его надеть.
- Я недавно видел вас по телевизору в очень сексуальном
обтягивающем наряде. Оденьтесь, пожалуйста, так же, - попросил
Светланов. И опять я не могла отказать ему.
На репетициях и на концерте я поняла, какой он тонко
чувствующий, эмоциональный дирижер. Надеюсь, наши встречи
продолжатся.
Евгений Федорович хотел бы показать программу "Шлягеры
уходящего века" в Санкт-Петербурге и Париже. Я готова. Но для
этого надо еще много репетировать. А еще - если бы мне предложили
самой выбрать произведения для выступления с оркестром
Светланова, то я бы, наверное, остановила выбор на оперной арии.
Может быть, на арии Нормы. А может быть, на чем-нибудь из
"Кармен". Дело в том, что я не боюсь экспериментировать.
Наоборот, считаю, что каждый выход на сцену в новом амплуа -
большой плюс для меня. Выступая вместе с блистательным оркестром
Светланова, я еще раз убедилась в том, что мы недооцениваем
нашего зрителя. Как ошибаются те музыкальные критики, которые
пишут: "Публика - дура, съест все, что ей ни предложи". Глупости,
та публика, которую я увидела, прекрасно понимает, что сегодня на
эстраде большинство кумиров - пустые и деревянные, а вот тут -
настоящее искусство.




08-09-1998, Труд