TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Старик и голубь

В СВОЕЙ ВТОРОЙ ПОСТАНОВКЕ АНДРЕЙ МЯГКОВ
ВЗЫВАЕТ К СОСТРАДАНИЮ.
В начале 70-х годов Анатолий Васильев спектаклем "Соло для
часов с боем" помог Олегу Ефремову вернуть былую славу МХАТу.
Сегодня Андрей Мягков постановкой "Ретро" убеждает зрителей, что
великие традиции коллектива еще живы, - помогая тем самым Олегу
Табакову.
Когда стало известно, что ведущий артист МХАТа Андрей Мягков
репетирует пьесу Александра Галина "Ретро", отыгранную еще в 80-е
годы, это показалось странным. Кого, спрашивается, сегодня может
заинтересовать история ничем не примечательного старика,
переехавшего после смерти жены к дочери, решившей женить его на
одной из трех претенденток, специально приглашенных в дом?
Попав на спектакль, я с удивлением обнаружила, что пьеса
нисколько не устарела. Наоборот, стала отражать все изъяны нашего
общества, в котором старики не просто чувствуют себя лишними
людьми, но и мешают своим детям и внукам, желающим получить все
сразу и немедленно. Почему, спрашивает режиссер, мы так жестоко
относимся к тем, кто дал нам жизнь, называя их "отработанным
материалом"? Ведь потом это отражается и на нашем будущем.
Поэтому Мягков предлагает зрителям взглянуть на бытовую
историю с точки зрения разрыва духовной преемственности
поколений. Тема не новая в искусстве, скорее вечная, но сегодня
она, быть может, важнейшая для общества, устремленного к
материальным благам.
Если помните, об этом очень здорово было сказано в фильме
Марлена Хуциева "Послесловие", где Ростислав Плятт исполнял роль
старого интеллигента, некстати приехавшего к дочери и заставшего
дома одного зятя, которого играл Андрей Мягков. Как мне
показалось, эта картина сильно повлияла на его режиссерский
замысел, несмотря на то, что главный персонаж не интеллектуал, а
простой кровельщик и зять не ученый, а всего лишь эксперт по
антикварной мебели. Именно такая мебель доминирует в оформлении
спектакля художника Александра Боровского. От этого квартира
приобретает странный, музейный вид, а все предметы в ней как бы
существуют сами по себе, не имея никакого отношения к деловому
образу жизни бездетной четы. Чужая мебель, и чужой для всех в
этом доме Чмутин вынужден оставаться тут, потому что ему некуда
деться. Единственное живое существо, с кем он общается, это...
голубь, прилетающий к окну за хлебушком. Не дочери и не зятю, а
птице рассказывает Николай Михайлович о своем нелегком прошлом.
Владимир Краснов, приглашенный из саратовского ТЮЗа во МХАТ,
поразил москвичей своим умением глубоко проникать в суть
характера. Перед публикой предстает не "божий одуванчик", а
кряжистый русский мужик с большой лобастой головой и натруженными
жилистыми руками, привыкший таскать доски и кровельное железо.
Роль прислуги с подносом с едой для дочери и "автоответчика" при
телефоне, когда хозяев нет дома, унижает его, делает злым и
замкнутым. Ведь собственное достоинство в карман не спрячешь.
Узнав же о предстоящем сватовстве без его согласия, старик готов
пойти с сумой по свету, лишь бы не участвовать в позорном
действе, "шоу"...
На этом драматическая часть спектакля как бы заканчивается, и
начинается "грустная" комедия, где на первый план выходят три
"грации": бывшая санитарка психиатрической больницы Нина Ивановна
(Раиса Максимова), бывшая балерина Роза Александровна (Анастасия
Вознесенская) и бывшая служащая Диана Владимировна (Наталья
Тенякова). Перепутав очередь, установленную для них зятем, все
они оказываются на смотринах в одно и то же время.
Неприятно, конечно, узнать, что у тебя есть конкурентки, но
еще ужаснее оказаться в роли отвергнутой невесты. По сути,
возникает водевильная ситуация. При этом режиссер специально не
раскрашивает действие комическими красками, но в поведении каждой
героини он отмечает такие "штучки", которые вызывают улыбку у
зрителей.
Экзальтированная Роза Александровна, спасаясь от одиночества в
мире иллюзий, пытается убедить себя и других, что по-прежнему
привлекательна и стоит ей только захотеть, как все мужчины будут
у ее ног В шикарной шляпе а-ля Марлен Дитрих состарившаяся
примадонна ведет себя не хуже герцогини.
По крайней мере, ей так кажется. Наслаждаясь забытым вкусом
шампанского и дорогих конфет, бедняжка не замечает осуждающих
взглядов Нины Ивановны, у которой на лице написано одно: здоровый
образ жизни при строжайшей экономии. Даже в гости она приходит с
баночкой для творога, ни на минуту ее не выпуская из рук.
Живописную картину "зала ожидания" дополняет корректная во всех
смыслах Диана Владимировна, постоянно вздрагивающая и держащаяся
в тени. Это ее сведет от страха судорогой, когда явившийся
затворник взмолится о пощаде и попросит у гражданок денег на
обратный билет в деревню. И вот тут публика, немало посмеявшись
над героинями, вдруг осознает, что вечный страх перед
несуществующим ГУЛАГом по-прежнему живет в них, но от этого они
не стали безразличными к несчастью людей.
После неудавшегося сватовства "девушки" вновь вернутся
обратно, чтобы как-то помочь старику, попавшему в беду. И будет
бал при свечах, и будут танцы, и всем покажется, что можно быть
по-настоящему счастливыми, хотя бы на миг, но... По длинной
лестнице, уходящей к огромному окну, за которым трепещет
прекрасная белая птица, они поднимутся наверх и растворятся в
воздухе. Тем временем внизу все так же будет стоять антикварная
мебель в стиле ретро, а в ушах зрителей еще долго будет звучать
глупый мотивчик кумира современной эстрады "Я - твой зайчик", -
олицетворяющий высоты нашей духовности.
Любовь ЛЕБЕДИНА.




06-02-2002, Труд