TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

По булгаковским местам

РЕЖИССЕР ГЕОРГИЙ НАТАНСОН О СВОЕМ
НОВОМ ФИЛЬМЕ.
Народный артист России, лауреат Госпремии СССР кинорежиссер
Георгий Натансон известен как постановщик художественных лент
"Шумный день", "Старшая сестра", "Еще раз про любовь", "Все
остается людям", "Посол Советского Союза" и многих других. И вот
отметивший в прошлом году свой 80-летний юбилей режиссер
обратился к документальному жанру. Недавно он закончил фильм "Я
вернусь... Путешествие Михаила Булгакова в Крым".
- Георгий Григорьевич, что представляет собой ваш новый фильм?
- Это телевизионная художественно-публицистическая картина.
Текст от автора читает Василий Лановой. Четыре года назад мы с
известным драматургом Самуилом Алешиным написали большой сценарий
для художественного фильма "Жизнь и любовь Михаила Булгакова".
Сценарий был принят и Госкино, и "Мосфильмом", но денег на
постановку этого сложного фильма нет по сей день.
Поэтому я решил пока снять документальную ленту.
- Ваш фильм посвящен крымскому периоду жизни и творчества
писателя. Вообще, какую роль сыграл в его судьбе, по-вашему,
Крым?
- Работая в архивах, в музее МХАТа, я совершенно случайно
узнал, что Булгаков в конце 20-х - начале 30-х годов четыре раза
приезжал в Крым. Все началось в 1925-м, когда писатель впервые
побывал там по приглашению Максимилиана Волошина, который подарил
ему свои акварели со словами благодарности за то, что Булгаков в
"Белой гвардии" сумел подняться над страшной борьбой красных и
белых, считая ее трагедией всего народа. Именно в Крыму Булгаков
задумал "Бег". Здесь он вместе со своей второй женой Любовью
Белозерской не раз останавливался в доме Чехова, где они
познакомились и подружились с Марией Павловной, сестрой любимого
писателя Михаила Афанасьевича. Кроме того, в Крыму он сделал
окончательную редакцию "Белой гвардии". Булгаков очень полюбил
Крым, который вдохновлял на творчество многих известных
писателей. Кстати говоря, бывая у Волошина, Михаил Афанасьевич
жил в той же комнате, где ранее останавливался Гумилев.
Ну и, конечно, в Севастополе он приходил на Графскую пристань,
откуда эвакуировалась белая армия Врангеля. Кстати сказать, в
свою картину я включил некоторые кадры из замечательного фильма
"Бег" Александра Алова и Владимира Наумова.
- Где именно вы снимали, какими источниками пользовались?
- Мы снимали в Крыму везде, где побывал писатель, - это своего
рода путешествие по булгаковским местам. Снимали в Феодосии в
галерее Айвазовского, которую в свое время посетил Михаил
Афанасьевич. Надо сказать, он был равнодушен к маринам, а вот
портреты, написанные этим художником, рассматривал часами. В
Коктебеле Булгаков познакомился с Александром Грином, который
очень тепло принял произведения писателя и пригласил его к себе
на пироги в Феодосию, но, к сожалению, эта встреча не состоялась.
В Крыму Булгаков общался главным образом с Марией Павловной
Чеховой. Она обещала подарить ему листок рукописи Антона
Павловича, и, отправляя ей "Дьяволиаду", он написал: "Пожалуйста,
не подумайте, что я больше не приеду, я вернусь в Ялту, чтобы
получить этот бесценный подарок".
Он действительно вернулся, и Мария Павловна свое обещание
выполнила. Вообще Чехову в фильме мы уделяем большое внимание,
потому что у Булгакова много связано с его творчеством. В нашей
картине, естественно, много съемок природы. В Судаке мы сняли
разрушенную Генуэзскую крепость, где Булгаков побывал с армянским
композитором Спендиаровым, потрясающей красоты заливы, Ялту,
Ливадию, библейские места Коктебеля, которые он посетил вместе с
Волошиным. Ведь именно в доме Волошина писатель впервые прочел
"Собачье сердце" и "Роковые яйца". К тому же фильм просто
пронизан стихами Пушкина, Маяковского, Волошина, в нем приводится
немало булгаковских высказываний о Крыме.
- А с кем из персонажей фильма вы были лично знакомы?
- С Марией Павловной Чеховой. С ней я познакомился в Ялте, где
оказался сразу после войны. Мне, человеку, который с 12 лет
посещал МХАТ, конечно же, ничего не оставалось, как помчаться в
дом Чехова. После немецкой оккупации он был в очень плохом
состоянии, закрыт для экскурсий. И я тоже стоял у закрытой
калитки, но потом вышла скромно одетая женщина в ситцевом платье
и платочке. Это и была Мария Павловна. После моих убедительных
просьб она впустила меня в дом, все показала, рассказывая о брате
два с половиной часа.
- До этого фильма вы снимали только игровые ленты. Этот опыт
нашел отражение в документальном кино?
- Моя творческая судьба давно связана с Крымом, и "Я
вернусь..." - не первая моя работа об этих местах. Много лет
назад я снял картину "Они были актерами" - о героическом подвиге
знаменитой актрисы Симферопольского театра Александре Перегонец,
возглавившей во время немецкой оккупации подпольную группу.
Вместе с другими подпольщиками она была расстреляна за два дня до
освобождения Симферополя. Так что у меня уже был опыт работы с
документальным материалом. Но ни одного кадра кинохроники с
Булгаковым не существует, есть только фотографии, которые
пришлось собирать, как говорится, по крупицам. Поэтому приходится
что-то придумывать, конструировать. Например, эпизод в одной из
гостевых комнат дома Чехова, где стояло пианино и где пел
когда-то Шаляпин под аккомпанемент Рахманинова. Я нашел рисунок
Леонида Пастернака, на котором запечатлен Рахманинов за пианино,
нашел фотографию, где поет Шаляпин. Стал искать фотографии тех,
кто его слушает. Взял записанный на пленке романс в исполнении
Шаляпина и придумал эпизод, где все соединилось: и великий певец,
и Рахманинов, и слушатели, среди которых Горький, Бунин, Чехов,
Книппер-Чехова, Станиславский, Вересаев. Так я смонтировал
несколько подобных эпизодов. Попутно скажу, что в фильме будет
звучать та музыка, которую любил Булгаков: Чайковский, Гуно,
Бизе, Рахманинов.
- На какой стадии сегодня работа над картиной?
- Сейчас заканчиваю ее монтаж. Очень рад, что она выйдет на
телеэкран в 2002 году, который правительство Москвы объявило
годом Булгакова, на Патриарших прудах в Москве будет установлен
памятник писателю. Нам помог Юрий Михайлович Лужков, который,
познакомившись с моим проектом, выделил деньги на постановку.
Видимо, не последнюю роль в этом сыграла любовь нашего мэра к
Крыму...
Антонина Крюкова.




06-02-2002, Труд