TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Такое вот кино

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ?
ЛЕОНИД ПАВЛЮЧИК.
НЕПОБЕДИМАЯ КОМАНДА МИХАЛКОВА НА СЕЙ РАЗ ПРОИГРАЛА...
НА ДНЯХ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСКИНО РОССИИ, ОН ЖЕ, В ПРОСТОРЕЧИИ,
МИНИСТР КИНО АРМЕН МЕДВЕДЕВ ПОКИНЕТ СВОЙ КАБИНЕТ В МАЛОМ
ГНЕЗДНИКОВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ. ОТСТАВКА ОДНОГО ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ
ЧИНОВНИКОВ, ПЕРЕШАГНУВШЕГО 60- ЛЕТНИЙ РУБЕЖ, ПРОШЛА БЫ
НЕЗАМЕЧЕННОЙ, ЕСЛИ БЫ ЭТОМУ СОБЫТИЮ НЕ СОПУТСТВОВАЛА НАПРЯЖЕННАЯ
ИНТРИГА (ПОЗАВИДОВАЛ БЫ ЛЮБОЙ СЦЕНАРИСТ), В КОТОРУЮ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ
ОКАЗАЛСЯ ВТЯНУТ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ "БОМОНД" ДВУХ РОССИЙСКИХ
СТОЛИЦ.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ с того, что многие деятели кино, а за ними и
основные московские издания усмотрели в этой отставке
направляющую руку могущественного Никиты Михалкова - председателя
Союза кинематографистов, к тому же потенциального кандидата в
президенты. Этой точки зрения придерживается и сам Медведев,
который прямо заявил на днях в интервью буквально следующее:
"Хотя Михалков лично мне все время клянется в любви и повторяет,
что он к моей отставке непричастен, я думаю, что причастен". Не
будь у Армена Николаевича, человека дипломатичного и осторожного,
веских на то оснований, он вряд ли бы такое сказал. Тем более что
бывший министр и впредь рассчитывает работать в кино.
Зачем Никите Михалкову понадобилось "свергать" Медведева, с
которым у него многие годы были хорошие (можно сказать, даже
дружеские) отношения? Главная и практически единственная версия
на этот счет выглядит так: уже само существование Госкино,
твердая позиция Медведева по сохранению киноотрасли мешают
Михалкову создать внебюджетный фонд поддержки кино, о
необходимости которого он горячо говорил на съезде
кинематографистов.
Эти две структуры - одна реально существующая, а другая пока
только в проекте - в той или иной мере исключают друг друга,
поскольку обе "завязаны" на контроле финансовых потоков, идущих
на (через) кино. Согласно этой версии Михалкову было важно
отправить в отставку Медведева, чтобы посадить в Гнездниковском
переулке "своего человека", который, во-первых, имел бы
возможность контролировать эти самые потоки, во-вторых, смог бы
"разложить" Госкино изнутри, превратив его в скором времени в
один из департаментов Министерства культуры и расчистив тем самым
место для "михалковского" фонда.
И действительно, как только отставка Медведева стала делом
решенным, разгорелась настоящая битва за то, кто будет его
преемником. Госкино предложило повысить Александра Голутву -
заместителя Медведева, в прошлом директора "Ленфильма". От Никиты
Сергеевича и его команды лоббировался Леонид Верещагин - директор
возглавляемой Михалковым кинокомпании "ТРИТЭ". "Момент истины"
наступил на совещании у вице-премьера правительства Валентины
Матвиенко, которая пригласила большую группу кинематографистов,
чтобы посоветоваться с ними по кадровому вопросу, который
неожиданно приобрел "судьбоносное" значение для отечественного
кино.
Армен Медведев в уже цитировавшемся интервью прямо заявил, что
если кинокомитет возглавит Верещагин и "все пойдет
по-михалковски", то "отрасль просто погибнет". Похоже, с ним
солидарны многие, поскольку 23 человека из 24 приглашенных (в том
числе директора крупнейших отечественных киностудий К.Шахназаров,
В.Грамматиков, В.Сергеев, ректор ВГИКА А.Новиков, режиссеры
А.Герман, Г.Панфилов, А.Сокуров, С.Соловьев, В.Абдрашитов,
С.Кулиш, В.Мережко и другие известные мастера) высказались в
пользу Голутвы. За Верещагина подал голос только Дмитрий
Пиорунский - правая рука Никиты Михалкова в Фонде культуры и
Союзе кинематографистов. Сам Никита Сергеевич на совещании не
присутствовал, находясь в зарубежной командировке. Единодушие
собравшихся было столь очевидным, что Валентина Ивановна тут же
сообщила собравшимся, что для нее вопрос уже почти решен...
Приказа о назначении Голутвы на сегодняшний день пока еще нет,
в нашей слабо предсказуемой кадровой (как и иной) политике всякое
может случиться. Но в любом случае ясно, что посланцы
кинематографической элиты Москвы и Питера (не исключено,
предварительно отобранные) проявили редкостную сплоченность
вокруг Госкино, убоявшись реальных или мнимых угроз со стороны
Михалкова по "узурпации" всей власти в кино.
Это первый чувствительный удар по самолюбию прославленного
актера и режиссера, триумфально победившего на последнем
кинематографическом съезде. Похоже, народный любимец, усатый
красавец мужчина, вероятный претендент на российский политпрестол
потерял пару нужных ему очков, причем на своем,
кинематографическом поле. Интересно, скажется ли это каким-то
образом на его политическом будущем, если, конечно, претензии на
таковое у Никиты Сергеевича серьезные, а не являются еще одной
ролью, которую он сегодня играет с присущим ему артистизмом и
азартом?
Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующей неделе, когда
будет назначен новый министр и когда Никита Михалков даст сразу
несколько пресс-конференций, на которых, разумеется, зайдет
разговор и по поводу описанной мною коллизии.




06-02-1999, Труд