Где рекламные миллионы орт? реклама на телевидении разжигает борьбу за власть в россии
ПОД ТАКИМ ЗАГОЛОВКОМ ВЛИЯТЕЛЬНАЯ ПАРИЖСКАЯ ГАЗЕТА "МОНД"
ОПУБЛИКОВАЛА СТАТЬЮ, ПОСВЯЩЕННУЮ СИТУАЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ ВОКРУГ
ОРТ, И НЕ ТОЛЬКО. СЕГОДНЯ МЫ ПЕРЕПЕЧАТЫВАЕМ ЭТОТ МАТЕРИАЛ С
НЕКОТОРЫМИ СОКРАЩЕНИЯМИ.
11 декабря 1998 года вооруженные люди в масках из налоговой
полиции произвели обыск в помещениях рекламного конгломерата
"Премьер СВ", после чего двум его акционерам - Сергею Лисовскому
и Владимиру Жечкову были предъявлены обвинения в "налоговых
нарушениях". Сергей Лисовский, элегантный и фотогеничный
37-летний денди, который разбогател на поприще эксклюзивного
рекламного распорядителя телеканала ОРТ, "забыл" заплатить
налоговым органам 1,1 миллиона рублей.
Рекламщики были возмущены: демонстрация силы властей, по их
суждению, несоизмерима с допущенными нарушениями.
15 дней спустя Борис Березовский, бизнесмен, близкий к семье
Ельцина, который владеет 11 процентами акций ОРТ, отстраняет от
телеканала "Премьер СВ". Начиная с 1 января сбором рекламы
призвано заниматься совместное предприятие, созданное компанией
Березовского "Логоваз" и фирмой "Ньюз корп", принадлежащей
австралийско-американскому магнату Руперту Мэрдоку. Таким
образом, рассуждая теоретически, в преддверии парламентских
выборов в декабре, а также президентских в июне 2000 года Борис
Березовский вернул в свои руки контроль над телеканалом, который
внес вклад в переизбрание Бориса Ельцина в 1996 году.
В то время, как в нью-йоркской штаб-квартире "Ньюз корп"
отказываются делиться информацией о характере партнерства с
россиянами, в Москве не все идет так гладко, как кому-то
хотелось, а Сергей Лисовский продолжает считать себя единственным
посредником по части рекламы в ОРТ. Неразбериха полная. Пользуясь
этим, некоторые российские бизнесмены, задействованные в
рекламной сфере, начинают разоблачать, правда, не раскрывая своих
имен, рэкет, которому в течение многих лет подвергаются их
клиенты.
Состояние господ Лисовского и Жечкова, которые владеют более
чем 32 фирмами, в том числе 49 процентами французской компании
"Хавас Медиа Интернешнл" в Москве, как говорят, является плодом
ловкого манипулирования финансами в ущерб ОРТ. "Это золотая жила,
- считает один русский рекламщик. - На канал приходится 50
процентов всех рекламных вложений в телевидение". Однако из 700
миллионов долларов, инвестированных рекламодателями в ОРТ за 1997
год (по данным компании "Зенит медиа"), "Премьер СВ" перечислил
полугосударственному-получастному каналу, бюджет которого
базируется исключительно на доходах от рекламы, лишь 216
миллионов. Начиная с 1994 года выплаты в кассу ОРТ "Премьер СВ"
проводил каждые три месяца. Минимально гарантированный
ежемесячный уровень в 1996 году составлял 10 миллионов долларов,
18 миллионов - в 1997 году и 24 миллиона - в прошлом.
"Премьер СВ" убедил главных рекламодателей, таких, как
"Проктер энд Гэмбл", "Марс", "Нестле", "Стиморол" (на них
приходится 70 процентов вложений), в выгодности предоплаты. "Эти
компании располагают достаточными финансовыми средствами и могут
позволить себе предоплату. В обмен они получали скидки, доходящие
до 60 процентов", - рассказывает рекламщик.
График был составлен четко. В августе каждого года обсуждались
объемы закупок рекламного времени на год вперед, в сентябре
подписывались контракты, а в ноябре-декабре начинали поступать
деньги. "До конца декабря поступало 10-15 процентов обговоренных
сумм, остальное - до конца марта, - объясняет один из главных
участников московского рекламного рынка. - Из декабрьских сумм
"Премьер СВ" оплачивал первые три месяца рекламы. Затем, начиная
со второго квартала, не использованные в России деньги
переправлялись за рубеж".
"Поначалу это были небольшие суммы, но в 1996 году, а затем в
1997-м на личные счета стали переводиться значительные средства,
- подтверждает один бизнесмен. - В 1997 году я передал в личное
пользование Лисовского и Жечкова 18 миллионов долларов. Это могло
быть в форме переводов на номерные счета в Швейцарии, оплаты
различных приобретений, а также текущих трат в России и за ее
пределами".
Лишенное долларового притока, а также пострадавшее в
результате финансового кризиса августа 1998 года, ОРТ оказалось
обескровленным. Более месяца идут разговоры о банкротстве. Поняв,
что финансовое положение ОРТ становится все более хрупким, Борис
Березовский еще в июне прошлого года провел в самых жестких тонах
беседу с Лисовским. Как рассказывал свидетель этой сцены, она
произошла на яхте, взятой напрокат в Канне во время фестиваля
рекламных роликов. Судя по всему, тогда и произошел разрыв между
давними партнерами.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВО ГЛАВЕ С ЕВГЕНИЕМ ПРИМАКОВЫМ, КОТОРОЕ С
МОМЕНТА СВОЕГО СОЗДАНИЯ В СЕНТЯБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА ВЕДЕТ ОТКРЫТУЮ
СХВАТКУ С БЕРЕЗОВСКИМ, ПРИНЯЛО 21 ЯНВАРЯ ПРОГРАММУ ПО БОРЬБЕ С
КОРРУПЦИЕЙ. В НЕЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ АРЕСТ ЛИЦ, КОТОРЫЕ НЕЗАКОННО
НАКАПЛИВАЮТ СОСТОЯНИЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ, А ТАКЖЕ ИХ КОНФИСКАЦИЯ. ЦЕЛЬ
ЭТОЙ БОРЬБЫ - "ОСТАНОВИТЬ РАСТРАНЖИРИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВ".
06-02-1999, Труд