Национальная нефтяная компания - за и против
ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВ.
НА 8 ФЕВРАЛЯ В ГОСДУМЕ ЗАПЛАНИРОВАНЫ СЛУШАНИЯ ПО ВОПРОСУ
УКРУПНЕНИЯ РОССИЙСКИХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ. ОТ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВО
МНОГОМ ЗАВИСИТ ТО, КАКОЙ ВАРИАНТ БУДЕТ ПОДДЕРЖАН ПРАВИТЕЛЬСТВОМ.
НАПОМНИМ, ЧТО ВСЕРЬЕЗ ОБСУЖДАЛОСЬ ДВА ВАРИАНТА: ПЕРВЫЙ - СОЗДАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ (ННК) НА БАЗЕ РОСНЕФТИ, ОНАКО,
СЛАВНЕФТИ И, ВОЗМОЖНО, ТНК И ВТОРОЙ - ПОКУПКА ЛУКОЙЛОМ ГОСПАКЕТА
В ОНАКО И СЛАВНЕФТИ. 25 ЯНВАРЯ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР ВЛАДИМИР БУЛГАК
ВЫСКАЗАЛСЯ ЗА ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ.
Перед тем как правительством в лице Евгения Примакова будет
принято окончательное решение, попробуем еще раз тщательно
взвесить все за и против обоих вариантов.
Начнем с пока отвергнутого лукойловского. Что получит
государство, если выберет этот вариант? Коммерческое приобретение
госпакетов Славнефти и ОНАКО предполагается осуществить по
общепринятой в мировой практике схеме обмена акций. Как известно,
акции ЛУКОЙЛ абсолютно ликвидны и свободно торгуются на
российском и зарубежном финансовых рынках, чего, к сожалению,
нельзя сказать об акциях ОНАКО и Славнефти. В соответствии с
реальной рыночной стоимостью ЛУКОЙЛ в качестве платы за акции
Славнефти и ОНАКО предлагает пакет своих акций стоимостью 523
миллиона долларов США. В результате величина госпакета акций в
ЛУКОЙЛ составит 35,6% уставного капитала, то есть возрастет на
9%. При этом государство становится крупнейшим акционером
компании, что позволит ему иметь практически контрольные функции.
Естественно, что расчеты стоимости акций Славнефти и ОНАКО, а
также акций ЛУКОЙЛ, предлагаемых в оплату за них, должны быть
проведены независимым оценщиком, назначенным правительством.
Стоимость госпакета укрупненного ЛУКОЙЛ составит в 1999 году
не менее 1,5 миллиарда долларов. Кроме того, если будет принят
вариант ЛУКОЙЛ, государство получит по итогам 1999 года
дополнительные дивиденды в размере до 200 миллионов рублей.
Теперь для сравнения посмотрим, во что обойдется государству
создание национальной нефтяной компании. При этом согласно закону
"Об акционерных обществах" у государства появляются обязательства
по выкупу акций, принадлежащих частным акционерам Славнефти,
ОНАКО и дочерних обществ Роснефти. По самым скромным оценкам, на
это потребуется около 530 миллионов долларов. В случае
присоединения к госкомпании ТНК потребуется еще 300-400 миллионов
долларов на выкуп акций у частных владельцев плюс выплата
трехсотмиллионного кредита, взятого компанией. Таким образом,
расходы государства на формирование ННК в общей сложности
превысят миллиард долларов, что совершенно непосильно для бюджета
страны.
Странно, что до сих пор никто не обратил внимания на эту
проблему. Но даже если оставить в стороне цифры и расчеты и
обратиться просто к здравому смыслу, то разве не понятно, что в
данной экономической ситуации логично укрепить одну сильную
компанию за счет присоединения к ней потенциально эффективных,
чем объединять несколько не самых стабильных. Кажется, никто не
оспаривает тот факт, что ЛУКОЙЛ, несмотря на кризис мировых цен
на нефть и неблагоприятную экономическую ситуацию в стране,
остается компанией мирового класса.
В отчете одного из крупнейших международных инвестиционных
банков Salomon Smith Barney, в частности, говорится, что
Национальная нефтяная компания неизбежно столкнется с проблемой
переизбытка перерабатывающих мощностей по сравнению со слабой
сбытовой структурой. Поэтому вряд ли государство сможет выручить
хорошие деньги за свой пакет в новой компании. Что касается
лукойловского варианта, аналитики банка пишут, что когда
государство решит продать свою долю в укрупненном ЛУКОЙЛ, то
появится много желающих выложить немалую сумму за право получить
часть отлично сбалансированных активов, управляемых лучшими
менеджерами российской нефтяной промышленности.
Банкиров трудно заподозрить в лоббировании тех или иных
политических интересов. Их интересует только прибыль. А разве
наше правительство и Госдума не озабочены тем, где взять деньги
для бюджета страны?
Одна из задач, которую призвана решить новая укрупненная
компания, - это обеспечение северного завоза. Укрупненный ЛУКОЙЛ
при добыче в 80 миллионов тонн нефти в год может переработать
32,5 миллиона тонн, из которых 5,5 миллиона тонн направит в
северные регионы страны и таким образом обеспечит 100%
потребностей. Баланс распределения нефти ННК явно не дает
возможности гарантировать северный завоз, поскольку при добыче
нефти в 31 миллион тонн, экспорте - 19 миллионов тонн и объеме
переработки - 12 миллионов тонн невозможно выделить 5,5 миллиона
тонн для обеспечения северного завоза. В противном случае
пострадают другие регионы, за которые ответственны Роснефть,
ОНАКО и Славнефть.
Мотивируя необходимость создания национальной нефтяной
компании, правительство ставит перед нею цель обеспечить
энергетическую безопасность России, повысить ее
конкурентоспособность на мировых рынках, обеспечить отечественных
потребителей нефтью и нефтепродуктами. Для этого она должна
полностью загружать НПЗ, производить достаточное количество
нефтепродуктов и экспортировать такое количество нефти, доходы от
продажи которого в условиях низких цен смогут обеспечить
необходимые инвестиции в производство. Роснефть, ОНАКО,
Славнефть, как видно из вышеприведенных цифр, не отвечают столь
высоким требованиям.
Здесь стоит, пожалуй, привести пример того, как другие страны
поддерживают свои нефтяные компании в условиях падения цен на
нефть. Как стало известно, правительство Великобритании, в
частности, предпринимает активные действия с тем, чтобы сохранить
нефтедобывающую промышленность в британском секторе Северного
моря. Пакет мер включает значительное сокращение налогов за
пользование недрами, облегчение и удешевление процедуры получения
лицензий, стимулирование введения новейших технологий добычи
нефти. Разрабатываемая министерством промышленности и торговли
программа ставит целью предотвратить закрытие части нефтяных
скважин в Северном море, а также способствовать притоку новых
инвестиций в нефтедобычу в британском секторе Северного моря.
Эти действия британских властей вызваны обеспокоенностью за
сохранение основ национальной нефтедобывающей промышленности,
доходы от которой в середине 80-х годов позволили провести
реструктуризацию британской экономики. Однако с тех пор доходы
государства в виде различных налогов и начислений с
нефтедобывающих компаний упали более чем в четыре раза.
К сожалению, подобных действий со стороны российского
правительства пока не наблюдается.
06-02-1999, Труд