TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Крупным планом

РЕНАТ ИБРАГИМОВ: СВИДАНИЕ НАЗНАЧАЮ В ТЕАТРЕ.
СЕРГЕЙ БИРЮКОВ.
ПОПУЛЯРНЫЙ ПЕВЕЦ НАЧИНАЕТ НОВЫЙ ЭТАП СВОЕЙ КАРЬЕРЫ.
ПРИ ЭТОМ ИМЕНИ У ТЕХ, КОМУ ЗА ТРИДЦАТЬ, ВОЗНИКАЕТ СТОЙКАЯ
АССОЦИАЦИЯ: СТРОГИЙ КОНЦЕРТНЫЙ КОСТЮМ, КРЕПКИЙ БАРИТОН, РАВНО
КРАСИВЫЙ И В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ, И В ОПЕРНОЙ АРИИ, И В
ШЛЯГЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ЭСТРАДНОГО КОМПОЗИТОРА... ТАКИМ ЗАПОМНИЛСЯ
РЕНАТ ИБРАГИМОВ ПО ЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯМ ЕЩЕ 70 - 80-Х ГОДОВ. ПОТОМ МЫ
ВСЕ РЕЖЕ СТАЛИ ВСТРЕЧАТЬСЯ С ПЕВЦОМ В ЭФИРЕ.
НЕУЖЕЛИ ПЕРЕСТАЛ ПЕТЬ? НО ВОТ НЕДАВНО ГРЯНУЛ ЛЮБИМЫЙ НАРОДНЫЙ
ПРАЗДНИК - ДЕНЬ МИЛИЦИИ, И В ПОПУЛЯРНЕЙШЕЙ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЕ,
КОТОРУЮ СМОТРИТ ЕДВА ЛИ НЕ ВСЯ СТРАНА, МЫ ВНОВЬ УВИДЕЛИ РЕНАТА
ИБРАГИМОВА. ДА В КАКОЙ ОТЛИЧНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ФОРМЕ! СТАЛО БЫТЬ,
НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ В ЖИЗНИ АРТИСТА? НЕТ, КОНЕЧНО ЖЕ,
ИЗМЕНИЛОСЬ. ВО-ПЕРВЫХ, РЕНАТ ИСЛАМОВИЧ ТЕПЕРЬ МОСКВИЧ, И, СТАЛО
БЫТЬ, ЕСТЬ НАДЕЖДА ВИДЕТЬ ЕГО ПОЧАЩЕ В ПРОГРАММАХ ОБЩЕРОССИЙСКОГО
ТЕЛЕВИДЕНИЯ, НА КОНЦЕРТНЫХ ПЛОЩАДКАХ. ВО-ВТОРЫХ, К ЗВАНИЯМ ПЕВЦА
"НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ", "НАРОДНЫЙ АРТИСТ ТАТАРСТАНА" ОТНЫНЕ
НАДО ДОБАВИТЬ ЕЩЕ И ОБОЗНАЧЕНИЕ ЕГО НОВОЙ РОЛИ: НАЧАЛЬНИК
УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ОАО "ГАЗПРОМ".
Как концертирующий артист "дошел до жизни такой", стал, можно
сказать, крупным чиновником - хоть и от любимой культуры?..
Захотелось узнать об этом и о многом другом от него самого, и мы
пригласили Рената Исламовича на дружескую беседу за чашкой чая в
редакцию.
- Почему Москва? - начал гость. - Да для меня это, можно
сказать, творческая родина. Тут впервые, на 5-м Всесоюзном
конкурсе артистов эстрады (это было в 1974 году) я познал вкус
успеха. Хотя, строго говоря, мой родной город - Львов. Татарский
- язык предков - я начал изучать только потом, когда с родителями
переехал в Казань. Люблю татарские песни, музыкальные драмы
местных композиторов.
Довелось петь в операх нашего классика Назиба Жиганова. Но
больше я все-таки русскоязычный певец. По крови татарин, по
культурной закваске в значительной мере славянин. Для Татарстана
это характерно, у нас жизнь очень интернационализирована.
Например, Казанская консерватория, которую я окончил по классу
профессора Светланы Жигановой (дочери композитора), - это вуз,
без преувеличения, европейского уровня. Не проходит года, чтобы
кто-нибудь из студентов или выпускников не завоевывал первого
места на крупном международном конкурсе. Оперный театр - один из
центров притяжения и публики, и артистов, особенно в дни
ежегодного международного Шаляпинского фестиваля...
- Итак, в Татарстане у вас все складывалось удачно, тем не
менее вы решились покинуть насиженное место.
-Я же по гороскопу Скорпион. А это очень энергичный знак.
Люблю время от времени затевать все с нуля. И когда поступило
предложение от Рема Ивановича Вяхирева возглавить культурные
проекты Газпрома, я принял его без особого колебания. И не жалею.
Мне довелось проехать по северным "газпромовским" краям. Какие
прекрасные там люди, а также и коллективы - песенные,
танцевальные... В Новом Уренгое посмотрел программу местной
самодеятельности и спросил: вы что, приглашали из Москвы
сценариста, режиссера, балетмейстера, художника? Оказалось - все
сделано местными силами...
Мы потом в нашем управлении составили план на два года - как
поддержать эти коллективы, организовать гастрольный обмен между
газпромовскими территориями, провести смотр лучших, вывезти их в
Москву, за рубеж...
- Ну что же, оптимизм - это прекрасно. Но хотелось бы, чтобы
он сочетался с реализмом. Давайте посмотрим, что делается в
наиболее близкой вам сфере культуры. Тут, кажется, поводов для
оптимизма мало. Взять, к примеру, телевидение. Почти все, что не
относится к разряду чистой "развлекаловки", часто с кабацким
оттенком, - изгнано отсюда.
- Ну, допустим, не так уж все плохо в эстрадной музыке.
Например, мне нравится группа "А-студио", у нее свое лицо,
профессиональная культура, одухотворенность. Уважаю Ларису
Долину. Кузьмин импонирует. Шевчук - классный рок-певец, это
подлинное искусство, напитанное земными соками. Меньше нравится
Гребенщиков, там много искусственного, манерности, рюшек, если
хотите. А земли, почвы, большого человеческого содержания как
раз, по-моему, нет. Вот Виктор Цой - это было мощно.
- "На-На"?
- Вполне качественная шоу-группа. Публика хочет, чтобы ее
веселили, и коллектив великолепно с этой задачей справляется.
Бари Алибасов оказался сильным продюсером. Лично мне из групп
ближе "Лесоповал".
- А каково ваше отношение к королеве нашей эстрады?
- К Алле Пугачевой? Это самая профессиональная эстрадная
певица в нашей стране. Мастер высшей пробы. Но меня она как-то не
располагает к себе... Вот, например, Марина Капуро - другое дело,
она добрая, светлая...
Нет, поверьте мне, ренессанс хорошей песни наступит, и очень
скоро. Дрянь доживает свои последние дни. Людям она безумно
надоела.
- А разве от публики многое зависит? Попроси кого-нибудь из
нынешней серой экранной тусовки подвинуться - ведь не захотят.
Потому что у них деньги, связи...
- Да их и не спросят. Тут сама жизнь распорядится. Ведь
поколения сменяются, а с ними и вкусы. Сейчас идет такое
одаренное поколение! Я же много езжу по стране, поэтому знаю:
возрождение пойдет не из центра, а из регионов. Через 5, тем
более через 10 лет эта новая поросль будет определять лицо
искусства.
- Ну а вам-то не обидно, что вы как раз сейчас, когда бы петь
да петь, подались в администраторы?
- Кто вам сказал, что я изменил себе? Наоборот, всячески
стараюсь уйти от бюрократической рутины, чтобы оставалось время и
силы для творчества. У меня в последнее время появилась мечта -
создать свой театр. Музыкальный, естественно. Может быть, даже с
малоформатными операми в репертуаре. Но в основном это будут
спектакли-концерты: популярная классика (Чайковский, Рахманинов,
Моцарт, Шуберт, старинная итальянская музыка, оперетта),
ретро-эстрада наша и зарубежная (50-е - 70-е годы), народные
песни (русские, татарские...) и, конечно, современные эстрадные
шоу с элементами пластики, танца, клоунады... Задача театра -
"обслуживать" регионы, готовить музыкальные программы для нашего
отраслевого телевидения АСТ - "Прометей" и представлять Россию на
зарубежных фестивалях.
Сейчас я ношусь с мыслью устроить весной в Москве
благотворительный концерт в пользу детей- беспризорников и
инвалидов.
- Ну что ж, Бог в помощь... Но позвольте несколько снизить
тональность разговора. Только что (не сочтите за упрек) вы на
пирожные приналегли, а завтра вам выступать. Как насчет
физической формы - приходится ограничивать себя в еде, пардон, в
напитках, спортом заниматься?
- В общем-то, конечно, я об этом забочусь. Хотя "заботится" и
тот образ жизни, который я веду. Тут не особенно расслабишься.
Рано утром подъем, чай - и на службу. В обед что-нибудь легкое, а
то и вообще его пропустишь. Насчет выпивки ни-ни: на территории
Газпрома строгий сухой закон, вы там даже бутылки пива в буфете
не увидите. Вот вечером дома можно немножко побыть гурманом, хотя
большая часть вечеров у меня занята: работа с авторами, записи,
просмотр нового репертуара... А сегодня к тому же и дома не
особенно разъешься: жена в отъезде - повезла младших сына и дочь
к родственникам в Казань...
- Успели обзавестись в Москве друзьями? И есть ли в их списке
фамилии знаменитых телепродюсеров, звезд шоу-бизнеса?
- За те десять лет, что практически не появлялся в Москве, я
отошел от этих тусовок. Мой друг, к сожалению, уже покойный,
ленинградский поэт Юрий Марцинкевич упрекал: ты чего перестал на
телевидении появляться, светиться же надо... Но у меня свои
способы "светиться". На радио довольно много выступаю, так что
включайте приемники. А еще лучше - назначу-ка я вам свидание у
меня в театре...




06-02-1999, Труд