TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

зайцы оптом и в розницу

Рабочий день начался рано, но несколько автобусов пришлось
пропустить: час пик - не то что билеты проверять, даже в салон не
втиснуться.
Тем временем контролеры Андрей Пыриков и Юрий Крылов дают мне
инструктаж: "Задача простая: если у пассажира нет билета - взять
штраф. Если штраф платить отказывается - доставить в милицию. При
этом по инструкции запрещено повышать на пассажира голос, трогать
его руками". А если он откажется не только заплатить, но и выйти?
Такой поворот событий инструкцией не предусмотрен. Зато
предусмотрена "норма выработки": каждый контролер за смену должен
оштрафовать как минимум 12 безбилетных пассажиров. Если трудиться
исправно, то к концу месяца светит зарплата и премия - под три
тысячи рублей. Ходят охотиться за городскими "зайцами", как
правило, по двое - так безопаснее, а то пассажир пошел нервный,
так и норовит на ревизора наброситься.
Нам с Андреем и Юрой предстоит "курировать" четыре автобусных
и один трамвайный маршрут. Входим в 605-й автобус. У средней
двери встаю я, а они начинают планомерно шерстить салон
"Икаруса", в котором человек 60. У большей части пассажиров
многочисленные документы и книжицы, дающие право на бесплатный
проезд. В столице 63 категории льготников, и среди них не только
пенсионеры и малоимущие, но и милиционеры, таможня, депутаты всех
уровней и так далее...
Лишь десяток пассажиров (шестая часть!) имеют билет. Среди
"зайцев" начинается недовольное гудение. Женщина с ребенком
показывает на дитя: "Хотите его без обеда оставить? Ну не изверги
ли вы!". Толстый кавказец в дубленке издевательски демонстрирует
Андрею сто долларов: "Бэри, если сдача есть". Платить штраф он не
собирается.
Практика показывает, что в среднем из десяти безбилетников
штраф платит только один.
Впрочем, автобус на автобус не приходится. Выходим из
"несчастливого" 605-го и перебегаем в 71-й. "Важно, как поведет
себя первый "заяц" в автобусе. Если согласится платить, то и
большинство остальных раскошелятся "за компанию", если упрется,
другие к нему присоединятся и могут запросто устроить митинг с
выкидыванием ревизора из автобуса"... - шепотом делится секретом
Юра. Он тонко "сечет" психологию: в свое время 14 лет отработал
официантом в ресторане Дворца съездов. Да и в ревизорах уже
давно, и жена его Таня тоже контролером работает. Так что
"благонравного зайца" вычисляет сразу: студент ("ботаник") тут же
отдает десятку и долго извиняется, что забыл проездной, умоляя не
сообщать в деканат. Следом за ним еще четверо расплачиваются без
споров.
Всего в Москве трудятся 800 контролеров. А общественный
транспорт насчитывает, как мне сообщила заведующая экономическим
отделом Предприятия по сбору проездной платы и контролю Наталья
Машкова, около пяти тысяч единиц подвижного состава. Вот и
выходит, что бригада из двух контролеров "обслуживает" не меньше
чем 12 машин. И ведь в каждую нужно войти неоднократно. К двум
часам дня мы сделали уже почти 30 поездок. Ботинки промокли
насквозь от раствора талого снега и соли. "Пары зимней обуви
хватает на полтора месяца", - сетует Андрей, заметив, как я с
грустью рассматриваю свои побелевшие от соли штиблеты. С двух до
трех дня в городском транспорте "мертвый час" - куда-то едут
только пенсионеры, штрафовать некого, и мы идем в отдел билетного
контроля N2, к которому приписаны наши маршруты.
Обеденного чаепития не вышло - не до того, в отделе скандал.
Две пассажрки жалуются начальнице Ольге Романовой - ну, конечно,
на злых и беспринципных сотрудников. Вкратце выясняю суть
конфликта. Жалобщицы утверждают, что едва вошли в салон, как
бегом устремились к компостеру оплачивать проезд, но путь им
преградила контролерша, пробить билетик не позволила и начала
"вымогать" штраф.
- Что делать, придется разбираться. Возможно, даже наказывать
сотрудницу, - Ольга Владимировна совершенно убеждена в
невиновности подчиненной, но класть жалобы пассажиров под сукно в
Мосгортрансе не принято.
Начальница закатывает рукав и показывает мне внушительных
размеров шрам на руке. "Вот пассажирка-безбилетница укусила. Я ей
говорю: штраф платите, а она - цап зубами. Рваная рана, кровища.
И ничего ей за это. Ревизоров и кусают, и царапают, и по лицу
иногда бьют. А мы даже за локоть взять, голоса повысить не имеем
права".
Когда жалобщицы ушли, окончательно испортил настроение
ревизорам уже я сам, сообщив плохую новость. Накануне я
созванивался с Мосгортрансом и Мосгордумой, и мне сообщили, что,
скорее всего, размеры штрафа вырастут уже к маю. В 18 раз - то
есть до 180 рублей с "зайца".
- Да - процедили контролеры. - Что тут комментировать, вы
сами все видели. Даже "десятку" из "зайца" выжать трудно, а уж
180 и подавно никто платить добровольно не станет. А заставлять
мы не имеем права, мы же не силовая структура:
- За прошлый год в Москве собрано штрафов на 19 миллионов
рублей, - сообщила начальник Центрального отдела билетного
контроля Лидия Гаврилова. - Цифра только кажется внушительной. На
самом же деле сумма собранных штрафов даже не покрывает затрат на
зарплату контролеров. Контролеры убыточны, но их наличие хоть
как-то дисциплинирует пассажиров.
-Транспорт в Москве окупается только на 30
процентов,-рассказывает Наталья Машкова.- Если бы все платили за
проезд, а ведомства компенсировали расходы на своих льготников,
то проезд стоил бы, возможно, значительно дешевле и состояние
транспорта было бы лучше. А так получается, что из 10 миллионов
поездок, которые совершаются ежедневно, оплачивается лишь (по
самым оптимистическим подсчетам) третья часть. Вот эта треть
пассажиров и платит за всех остальных, и все равно денег не
хватает даже на своевременный ремонт и обновление подвижного
состава.
- Как вы думаете, повышение штрафов сделает пассажиров более
дисциплинированными, а транспорт более окупаемым?
- Каким будет штраф, решаем не мы, а городская Дума. Но такую
сумму, как 180 рублей вряд ли пассажир согласится отдавать. А
приведет ли угроза крупного штрафа к повышению платежной
дисциплины пассажиров, предсказать не берусь.
Причины, почему люди не хотят платить за проезд, очевидны. В
нашей стране в принципе нет культуры платежей (от налогов ведь
тоже многие уходят). Кроме того, транспорт стоит действительно
дороговато. Скажем, если бы среднестатистический москвич
добросовестно платил за проезд из дома на работу и обратно, он
выкладывал бы ежедневно по 24 рубля. За месяц набегает почти
треть от средней зарплаты в городе. Не много ли? Вот и привыкают
люди эти деньги экономить, лишь изредка отдавая десять рублей
контролеру. Те немногие, кто платит символический штраф без
препирательств, резонно утешаются тем, что за ближайшие три
безбилетные поездки он "окупится".
Михаил ЗУБОВ.




06-03-2001, Труд