TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

четырехлетка лукойла: первый этап завершен лидер отечественной нефтяной отрасли подводит итоги первого года реализации своей экологической программы

Если бы в советские времена экологии уделялось такое же
внимание, как сегодня, многие проблемы у нас в стране сейчас
стояли бы куда менее остро. Но, как мы помним, главным тогда было
"даешь нефть любой ценой", а последствия для природы всерьез
зачастую не принимались. К сожалению, и сейчас для многих
разработчиков наших нефтяных недр этот принцип изменился не очень
сильно - на "даешь деньги любой ценой". Но настоящие лидеры
отрасли мыслят уже другими категориями.
В январе этого года, после проведения международного аудита,
ЛУКОЙЛ первой из российских нефтяных компаний получила сертификат
соответствия международному стандарту ISO-14001 в сфере экологии.
Чуть раньше эффективность природоохранной деятельности компании
была отмечена президентом и Торгово-промышленной палатой
Российской Федерации. Но, конечно, не в наградах и званиях суть.
Да и разного рода программ, в том числе экологических, в нашей
стране существует немало. Только вот по-настоящему работают из
них очень немногие: то денег нет, то задачи были поставлены
нереальные, то еще десяток других объективных причин имеется.
Экологическая "четырехлетка" ЛУКОЙЛа - одна из самых
масштабных. Достаточно назвать средства, которые были затрачены
компанией на природоохранные мероприятия только в 2000 году: 6
миллиардов 230 миллионов рублей. И вот результаты: например,
нефтедобывающее предприятие "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" в 2000 году
снизило выбросы вредных веществ в атмосферу сразу на 25
процентов. Хотя добыча и переработка нефти на предприятиях
ЛУКОЙЛа в прошлом году выросли, и, значит, по логике, должны
усиливаться и экологические проблемы, однако происходит как раз
обратное. Очень хорошо показал себя и "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез"
- восемь процентов снижения за год. Экологическая программа
ЛУКОЙЛа работает!
По отраслевой статистике, главных экологических проблем в
"нефтянке" четыре: загрязнение воздуха (в основном за счет
вынужденного сжигания части попутного газа), использование воды
(которая требуется по технологии добычи нефти), загрязнение почвы
(например, при инцидентах на нефтепроводах) и, наконец,
утилизация отходов производства. Каждой из этих проблем в
экологической программе ЛУКОЙЛа посвящен специальный раздел. И за
2000 год сделано немало: только нефтепроводов отремонтировано
более 900 километров - ни одна нефтяная компания в России к этому
показателю даже не приближается. То же можно сказать и об очистке
загрязненных ранее земель (экологи ЛУКОЙЛа по стране в целом
вернули к жизни более 720 гектаров), и о безотходных технологиях
(процент утилизации отходов на предприятиях компании приближается
к 50).
Такие результаты впечатляют. Важно еще и то, что решение
экологических проблем в нефтяных регионах будет достигнуто не
методом "латания дыр". Вице-президент ЛУКОЙЛа Равиль Маганов
считает вопрос принципиальным: "В этих регионах работают наши
сотрудники и живут их семьи. Экологическая и производственная
безопасность была и остается одной из важнейших составляющих
нашей работы". Именно это ощущение ответственности и
принадлежности к тому городу или региону, где живешь и работаешь,
и диктует новые подходы:
если ты здесь не "временщик", значит, надо работать на
перспективу. Только на научные исследования, обучение и создание
системы экологического мониторинга в регионах своей деятельности
ЛУКОЙЛ выделил 478 миллионов рублей.
Казалось бы, все просто - деньги есть, будет и результат. На
самом же деле успеха в сфере экологии добиваются только те
нефтяные компании, руководство которых отказалось от практики
"ударного освоения" и понимает: политика экологической
безопасности перестала быть неким довеском к производственным и
финансовым показателям, она "вошла в ткань" нефтяного
производства. Иначе и быть не может, ведь уже сегодня в любом
новом инвестиционном проекте в нефтяной отрасли доля затрат на
обеспечение его экологической безопасности составляет от 10 до 20
процентов.
Добыча и переработка нефти с экологической точки зрения будут
требовать самого серьезного внимания всегда: для природы такие
производства в любом случае потенциально опасны. И если об этом
забыть, последствия не заставят себя ждать. Именно с такой
ситуацией столкнулся ЛУКОЙЛ, придя полтора года назад в
Республику Коми. Бывшие хозяева месторождений в этом регионе
довели, например, Усинский район до такого состояния, что о
масштабе экологических аварий там писали и говорили даже
зарубежные средства массовой информации. Коми остается самой
"горячей экологической точкой" ЛУКОЙЛа по сравнению с другими
регионами, где компания работает уже давно. Республика стала
главным объектом экологических служб ЛУКОЙЛа еще и потому, что
нефтяная компания имеет здесь долгосрочные планы развития
нефтедобычи. А значит, улучшение условий жизни людей в республике
становится для ЛУКОЙЛа необходимым элементом всей работы.
Владимир Портнов.




06-03-2001, Труд