TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

КАСЬЯНОВ-КУДРИН: ДУЭТ ИЛИ ДУЭЛЬ? Если о возможной смене правительственного кабинета сейчас говорят, скорее, теоретически, то об отставке министра финансов Алексея Кудрина - все более серьезно

Многие политологи полагают,
что у него есть шансы пополнить своим портретом "картинную
галерею" конференц-зала Минфина, где представлены все, кто в
разное время занимал кабинет министра.
Столичный истеблишмент с самого начала принял нового министра
финансов с холодком, несмотря на то, что он профессионал высокого
уровня. Увы, для руководства одним из ключевых (не случайно
министр финансов является еще и вице-премьером) министерств,
одного лишь профессионализма недостаточно. В России положение
министра финансов всегда было сродни положению комбата на
передовой. И хотя Кудрин "воевал" как мог, проблем, увы,
становилось все больше. Промахов в его последнем послужном списке
и политики, и журналисты находят больше, чем явных достижений,
полагая, что возглавляемый им Минфин оказался в сложном положении
на стратегически важных направлениях.
Репутация Кудрина впервые была испытана, когда началось
обсуждение представленного Минфином бюджета на 2001 год. Еще
осенью прошлого года Бюджетный комитет Госдумы обращал внимание
на то, что представленный правительством бюджет не нацеливает
экономику на развитие производства и в нем явно занижена доходная
часть. Если последнее перевести на общепонятный язык, то это
означает, что при благоприятной конъюнктуре на рынках сырья и
энергоносителей в распоряжении Минфина оказывались бесконтрольные
деньги.
Вообще-то в создании оперативного или стратегического резерва
нет ничего необычного. На протяжении бюджетного года, как
правило, возникает множество непредвиденных ситуаций,
обусловленных политическими, социальными или экономическими
факторами. Однако последующее развитие событий показало, что речь
могла идти о вещах более серьезных.
Дело в том, что в бюджет изначально был заложен "воздух" -
порядка 6 миллиардов долларов которые рассчитывали получить за
счет кредита МВФ и экономии на выплатах Парижскому клубу
стран-кредиторов. Они должны были образоваться при успешном
завершении переговоров о реструктуризации российских долгов. В
этом случае неучтенные деньги могли сыграть роль стратегического
резерва и хотя бы частично прикрыть зияющую дыру в бюджете, не
привлекая внимания Госдумы.
Последующее развитие событий подтвердило, однако, самые худшие
опасения. После того как прошлой осенью Кудрин не сумел
договориться с МВФ, надежды на достижение договоренности с
Парижским клубом стали все отчетливее превращаться в иллюзию.
Следующий шаг, инициированный Минфином, удивил не только
партнеров по переговорам, но и отечественных экономистов. Отказ
платить по долгам Парижскому клубу серьезно подрывал репутацию
России и даже ставил под некоторый вопрос ее пребывание в клубе
стран "большой восьмерки".
С резкой критикой в адрес Минфина выступил советник президента
по экономике Андрей Илларионов. Забегая вперед, отметим, что
спустя месяц с небольшим на заседании Бюджетного комитета Госдумы
Кудрин сам заговорил словами Илларионова, заявив, что
"положительное сальдо платежного баланса, а также состояние
золотовалютных резервов говорят о том, что страна имеет ресурсы
для осуществления выплат по своим обязательствам"...
Реакция на угрозу технического дефолта заставила правительство
"отыгрывать назад", оставив всякую надежду на перенос сроков
уплаты долгов. Касьянову пришлось убеждать западных партнеров в
том, что произошло недоразумение и выплата долгов будет
продолжена, даже если России придется обходиться своими силами.
А о том, что это будет именно так, премьер, похоже, уже не
сомневался. И оказался прав, так как февральский раунд
переговоров с миссией МВФ, несмотря на достигнутые соглашения, не
добавил надежд ни на получение кредита в 2001 году, ни на
достижение договоренностей с Парижским клубом. Как сказал по
этому поводу Александр Шохин, правительству удалось поддержать
свою честь, но она в данном случае мало чего стоит.
Оставалось последнее и самое неприятное: рискуя нарваться на
скандал, выходить в Госдуму с проектом поправок к Закону о
бюджете. С большим трудом, пожертвовав 100-й статьей закона,
удалось договориться: первый 41 процент дополнительных доходов
направить на погашение долга, а последующие делить поровну:
половину на уплату долгов и половину - на текущие госрасходы.
Несомненно, что сегодня Касьянову в ходе зарубежных поездок
приходится делать хорошую мину при плохой игре. Объем выплат
Парижскому клубу в 2001 году слишком велик - 3,7 миллиарда
долларов. Минфин эти деньги в бюджет не заложил. Кампания,
которую развернуло правительство, - долги в обмен на инвестиции -
для достижения результата в любом случае потребует времени. К
тому же западный деловой мир, благосклонно внимающий выступлениям
премьера перед представителями крупного бизнеса, будучи не лишен
здравого смысла, сто раз подумает, прежде чем принять
окончательные решения.
Есть и еще один любопытный момент. Когда Касьянов ходил еще в
первых замах министра финансов, он снискал репутацию опытного
переговорщика и приобрел определенный вес в финансовых кругах.
Ему удались переговоры с Лондонским клубом, он успешно вел дела с
Мировым банком и МВФ. Казалось бы, теперь этим должен заняться
министр финансов, однако Касьянову по-прежнему приходится быть
"тенью" Кудрина, чтобы либо выправлять просчеты, либо страховать
от ошибок. Диссонанс в этом дуэте становится все заметнее.
Особенно это проявилось в последнее время, когда правительство
едва не оказалось заложником ошибок Минфина, давших повод
коммунистам поставить вопрос о доверии правительству. Недоверие
кабинету, на котором настаивают коммунисты, - это, разумеется,
всего лишь ход, открывающий путь к очередным политическим торгам.
Но и он направлен против Алексея Кудрина, которым могут
пожертвовать, суммировав все промахи его ведомства.
Григорий САМОЙЛОВ.




06-03-2001, Труд