TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Связующая нить сегодня открывается двадцать восьмое заседание совета по железнодорожному транспорту государств-участников снг

В нынешнем году Содружеству Независимых Государств исполнится
десять лет. И все это время не утихают споры вокруг нового
международного объединения. Нередко даже на самом высоком уровне
руководства новых национальных государств ставятся неутешительные
диагнозы, высказываются соответствующие прогнозы. Но не
удивительно ли: на постсоветском пространстве все эти годы
относительно стабильно функционируют железные дороги. Несмотря на
кризисы и дефолты, долги и неплатежи, чехарду правительств и
бесконечные выборы, "горячие" и "холодные" точки, по всей
огромной территории бывшего Советского Союза идут поезда. Идут
днем и ночью, в жару и стужу. Идут с востока на запад и с запада
на восток; с юга на север и в обратном направлении. Вот вагоны с
узбекским хлопком. Вот железнодорожные платформы с тракторами
"Беларусь". Вот - цистерны с азербайджанской нефтью. А вон
вальяжно катит пассажирский экспресс Москва-Таллин. Звучат
протяжные гудки с Кавказских гор. Слышен стук колес из республик
Средней Азии. Идут, идут пассажирские поезда и товарные составы -
с нарастающей динамикой.
Сотрудничество в области железнодорожного транспорта
осуществляется в рамках Совета по железнодорожному транспорту
государств- участников СНГ и Балтии. 6-7 марта в столице Армении
Ереване пройдет 28-е заседание Совета. В нем примут участие
руководители железнодорожных администраций всех стран СНГ, а
также представители железнодорожных администраций Болгарии,
Латвии, Литвы и Эстонии. С каким "багажом" направляется на эту
встречу российская сторона? Рассказать об этом корреспондент
"Труда" попросил председателя дирекции совета Анатолия СИДЕНКО.
- Анатолий Яковлевич, прежде всего хотелось бы узнать
"родословную" совета, дирекцию которого вы возглавляете.
- Совет по железнодорожному транспорту учрежден девять лет
назад главами правительств государств-участников Содружества. С
первых же дней послесоздания СНГ дала себя знать необходимость
транспортного обеспечения экономических связей образовавшихся
государств. Поэтому и был создан межгосударственный орган для
координации деятельности национальных железных дорог Приняли
решение, что председателем совета без ограничения срока будет
министр путей сообщения Российской Федерации.
Председательствовать и на нынешнем заседании будет Николай
Аксененко. Все по протоколу.
Без преувеличения, совет сыграл ключевую роль при снятии
опасной напряженности в труднейший исторический момент. На
границах, а по тем временам просто на межгосударственных стыках
образовались чудовищные заторы подвижного состава. Неразбериха
полнейшая: чьи вагоны, чьи цистерны, чьи рельсы-шпалы-светофоры?
Ситуация была просто взрывоопасной. И тогда совет нашел выход.
Главы молодых государств приняли его предложение о разделении
парка грузовых вагонов и контейнеров. Вскоре было подписано
соглашение, предусматривающее совместную эксплуатацию грузовых
вагонов и контейнеров, а также поддержание их в надлежащем
техническом состоянии и обеспечение безопасности движения.
- Выходит, нынешние "правила игры" закладывались советом по
железнодорожному транспорту СНГ?
- В том числе и им. За период работы совета принято более 80
соглашений, инструкций, правил, положений и других важных
нормативных документов по вопросам деятельности железнодорожного
транспорта.
- С какими показателями вошел "локомотив СНГ" в третье
тысячелетие? Не пробуксовывает ли?
- Не только не пробуксовывает, но и набирает обороты. Первым в
повестке дня 28-го заседания совета будет рассмотрен вопрос о
выполнении решений предыдущего заседания совета, состоявшегося 23
октября в городе Таллине. Будут подведены итоги эксплуатационной
работы железных дорог в минувшем году.
В 2000 году на сети железных дорог Содружества появились
подвижки. Увеличен по сравнению с 1999 годом объем перевозок
грузов на 9,9 процента, а грузов в контейнерах - на 26,1
процента. Возросли перевозки грузов в России, Украине,
Казахстане, Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Туркмении.
Перевозки увеличились почти по всей учитываемой номенклатуре.
Сокращено количество конвенционных запрещений на погрузку грузов
назначением в морские порты и третьи страны. Общий оборот вагона
ускорен на 0,61 суток, оборот полувагона на 0,53, цистерн - на
0,38, контейнеров на 12,2 суток. Улучшено выполнение графика
движения пассажирских поездов. В то же время допущен рост
количества отцепленных вагонов от готовых поездов на
межгосударственных стыковых пунктах, в том числе на 51 процент по
коммерческим причинам и на 29 процентов по нарушению таможенных
требований.
Совет по железнодорожному транспорту, его дирекция,
железнодорожные администрации провели значительную работу по
координации деятельности железнодорожного транспорта на
межгосударственном уровне. Разработано и принято 15 нормативных
правовых документов. Это правила, положения, инструкции и другие
документы, регламентирующие совместную эксплуатацию подвижного
состава и контейнеров, организацию международных перевозок,
научно-техническое сотрудничество. В ряд действующих документов с
учетом опыта и развития автоматизированных систем управления
внесены необходимые изменения и дополнения.
Все это способствует обеспечению пассажирских и грузовых
перевозок, повышению эффективности работы железных дорог,
укреплению экономических связей государств, решению их
экономических и социальных проблем.
- Известно, что в настоящее время предпочтение с легкой руки
Туркменистана все больше отдается двусторонним соглашениям:
- В нашей сфере предпочтение отдается широкомасштабной
интеграции. В ней участвует и Туркменистан. На железных дорогах
действуют единые правила технической эксплуатации и перевозок
грузов, единые инструкции по сигнализации, движению поездов и
маневровой работе, технические условия погрузки и крепления
грузов и многие другие общеобязательные нормативные документы.
Они регламентируют порядок выполнения коммерческих операций,
взаимоотношение железных дорог с грузоотправителями и
грузополучателями. Совместно используется при осуществлении
перевозок пассажиров и грузов инфраструктура железных дорог
У нас не только единые нормативы, но и общие награды. Лучшим
из лучших на всех железных дорогах СНГ вручается знак "Почетному
железнодорожнику".
- Есть ли в территориально-отраслевой структуре стран СНГ
интегрирующее ядро в области железнодорожного транспорта?
- В соответствии с Программой первоочередных мер по реализации
Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан,
Киргизской Республикой и Российской Федерацией при участии
специалистов МПС России разработано и подписано
межгосударственное Соглашение о формировании Транспортного союза.
В 1999 году Республика Таджикистан присоединилась к Договору
между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой
Казахстан и Киргизской Республикой об углублении единства
железнодорожной сети, единого информационного и тарифного
пространства железных дорог
Соглашение о формировании Транспортного союза создает правовую
базу для обеспечения эффективности использования транспорта в
межгосударственном сообщении. А это будет способствовать развитию
взаимовыгодных экономических отношений, качественной реализации
соглашений о Таможенном союзе.
В целях углубления интеграции Российской Федерации и
Республики Беларусь в области железнодорожного транспорта
Министерством путей сообщения Российской Федерации и Белорусской
железной дорогой подписано межведомственное Соглашение об
углублении интеграции в области железнодорожного транспорта. Оно
предусматривает осуществление более глубокого взаимодействия
железных дорог, повышение эффективности взаимных и транзитных
перевозок грузов и пассажиров, создание условий для проведения
скоординированной политики в вопросах развития инфраструктуры
железнодорожного транспорта, социальной сферы, инвестиционного
сотрудничества, участия в деятельности международных транспортных
организаций.
- Похоже, что железнодорожная отрасль наиболее интегрирована и
в то же время представляет собой некое самодостаточное единство?
- Я бы сказал так: наша отрасль - неплохая модель для
интеграции вообще. У нас как бы в миниатюре имеются и продолжают
жить все сегменты интеграции. Так, сохранено и получает
дальнейшее развитие общее информационное пространство. Оно
позволяет обеспечить взаимодействие железных дорог Перечислю
лишь некоторые направления такого взаимодействия. Это
технологическая связь между железными дорогами; сигнализация в
пределах общих для железных дорог плеч обращения локомотивов;
оперативная и статистическая отчетность; автоматизированные
системы управления перевозками; резервирование и продажа мест;
управление работой сортировочных станций; организация перевозок с
использованием электронной дорожной ведомости; автоматизированный
банк данных вагонов и контейнеров совместного пользования. Для
наглядности скажу так: если вы потеряли свой вагон на просторах
СНГ и не можете его найти, обращайтесь к нашему компьютеру - и он
практически мгновенно "высветит" местонахождение вагона.
В первом полугодии должна быть разработана и рассмотрена
советом Концепция согласованной транспортной политики государств-
участников СНГ на период до 2010 года. В целях реализации
Программы развития межгосударственной
информационно-вычислительной сети железных дорог на утверждение
совету представлены Технические требования по построению
центрального и национальных узлов сети передачи данных
"Инфосеть-21". Создание информационной базы межгосударственного
уровня обеспечит необходимые условия для решения задач, связанных
с управлением перевозками, производством всех видов ремонта,
проведением ежегодных переписей вагонов и контейнеров. Введение
электронного обмена документами, материалами совещаний и
заседаний позволит повысить оперативность в работе, сократит
соответствующие почтовые и телеграфные расходы.
В рамках Совета по железнодорожному транспорту проводится
единая научно-техническая политика на основе ежегодно
утверждаемых планов научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (НИОКР) с долевым финансированием
работы всеми железнодорожными администрациями.
В Ереване будет рассмотрен план по совершенствованию
эксплуатационной работы и транспортного обслуживания на 2001 год.
В него включены 20 актуальных тем. Но предварительно будет
оценено выполнение плана НИОКР на 2000 год. Итог в общем-то
положительный. Почти все работы, финансировавшиеся из
централизованных источников, выполнены в установленные сроки.
- А как чувствуют себя железные дороги в стихии рынка? Ведь у
каждой республики своя валюта, свои налоги, да и, наверное, свои
тарифы?
- Это так. Но в то же время хотел бы обратить ваше внимание на
одну специфическую особенность. Железнодорожное полотно - это не
беговая дорожка на стадионе. В железнодорожной сфере более
уместно и более эффективно сотрудничество, взаимодействие, а не
конкуренция.
Еще в 1992 году советом были определены принципы формирования
единой тарифной политики при перевозке грузов в
межгосударственном сообщении. На основе этих принципов подписано
Тарифное соглашение железнодорожных перевозчиков стран СНГ. Более
чем шестилетний период работы в рамках этого соглашения позволил
накопить положительный опыт по формированию и совершенствованию
тарифной политики, направленной на сохранение единого
железнодорожного пространства. Разумеется, в этом пространстве
есть место и для маневра. Тарифная политика проводится с учетом
конъюнктуры мирового товарного рынка и рынка транспортных услуг,
конкурентоспособности перевозок и экономических интересов
национальных железных дорог Эта согласованная тарифная политика
позволяет заключать долгосрочные контракты на перевозки грузов в
международном сообщении.
Совет должен обсудить вопрос о Тарифной политике железных
дорог государств-участников СНГ на 2001 фрахтовый год. В нее
внесен ряд положений, связанных с применением исключительных
тарифов, порядком расчетов платежей, пересчетом швейцарского
франка в доллары. Тарифы за использование инфраструктуры железных
дорог предлагается устанавливать на основе двусторонних
соглашений. Проектом протокола заседания рекомендуется применять
сквозные ставки перевозки грузов на взаимовыгодных условиях под
конкретные контракты, объемы и маршруты перевозок.
- А есть ли такие направления сотрудничества, которые можно
отнести к проблемным?
- Основными проблемными вопросами сотрудничества являются
взаиморасчеты за пользование грузовыми вагонами и пассажирские
перевозки. Это связано с неудовлетворительным состоянием в ряде
железнодорожных администраций СНГ учета проследования грузовых
вагонов по межгосударственным стыковым пунктам.
Кроме этого, ряд железнодорожных администраций (Таджикистана,
Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Грузии) не уделяют
должного внимания санитарно-техническому содержанию пассажирских
поездов, а это отрицательно сказывается на качестве обслуживания
пассажиров.
Конечно, проблемой является неурегулированность
межгосударственных отношений в Закавказье. Это создает
дополнительные трудности при взаимодействии с железнодорожными
администрациями Азербайджана, Армении и Грузии.
- Как часто на заседаниях совета звучит острая критика,
высказывается особое мнение?
- Дискуссия для нас - явление обычное. Возможна она и на этот
раз. А почему бы ей не быть? Ведь коллизии возникают непростые.
Так, в первом полугодии необходимо погасить задолженности за
пользование грузовыми вагонами. Долги - дело тяжкое. Ожидается,
что совет поручит дирекции организовать и провести двусторонние и
многосторонние встречи уполномоченных представителей
железнодорожных администраций по вопросам урегулирования
взаиморасчетов.
Каким бы острым ни было "особое мнение" - любой вопрос может
быть решен справедливо только на основе договоренностей и
соглашений, установленных нормативов и международного права.
- В повестке дня 18 вопросов. Некоторые из них мы обсудили.
Если теперь, Анатолий Яковлевич, не вдаваясь в детали, посмотреть
на оставшиеся вопросы как бы с высоты птичьего полета, то каким
будет этот ландшафт? Что мы тут еще имеем?
- Совету будут представлены результаты переписи контейнерного
парка, проведенной в прошлом году. В связи с выявленными
недостатками в учете, использовании, техническом содержании
контейнеров намечен ряд мер. Будет рекомендовано железнодорожным
администрациям усилить контроль за возвратом контейнеров по
принадлежности. Необходимо активизировать работу по оздоровлению
технического состояния парка контейнеров, принять
организационно-технические меры по обеспечению полного охвата
предстоящей переписью всего контейнерного парка.
На заседание будет внесен вопрос о развитии автоматизированной
системы расчетов за пользование грузовыми вагонами. Действующая
система введена пять лет назад и показала свою работоспособность,
но требуется обновление программного обеспечения.
Предусматривается внедрить суточную выверку перехода вагонов по
межгосударственным стыковым пунктам.
Совет рассмотрит изменения и дополнения в Правила комплексных
расчетов между железнодорожными администрациями. Эти правила
приведены в соответствие с новыми нормативными правовыми
документами.
Совет должен обсудить представленные железнодорожными
администрациями планы капитального и деповского ремонта грузовых
вагонов на 2001 год и при необходимости внести в них коррективы.
Важное значение будет иметь решение о завершении перехода на
новую систему технического обслуживания и ремонта грузовых
вагонов на основе выполненного объема работы. Другими словами, по
пробегу. К настоящему времени на эту систему ремонта перешли
железнодорожные администрации России, Латвии и Узбекистана.
Планируют такой переход железные дороги Беларуси, Казахстана,
Литвы, Молдовы, Украины и Эстонии.
Новой системой технического обслуживания и ремонта грузовых
вагонов предусматривается разработка предложений по корректировке
нормативно-технической документации, рассмотрение вопроса о
целесообразности перехода на дифференцированные нормативы
межремонтного пробега в зависимости от типа подвижного состава с
учетом проведенной модернизации.
До 1 апреля планируется подготовить и представить единый
порядок перевода приватных вагонов на систему ремонта по
фактически выполненному объему работы (по пробегу).
Будут также представлены предложения по проведению
мероприятий, приуроченных к 10-й годовщине образования СНГ и
Совета по железнодорожному транспорту.
- А как же все-таки с пассажирскими перевозками?.. Все, что
связано с железной дорогой, волнует практически всех. Будут ли
рассмотрены на заседании совета вопросы, которые напрямую
касаются пассажиров?
- В рамках Комиссии по взаимодействию железнодорожных
администраций в области здравоохранения подготовлен и представлен
на утверждение совета проект Санитарных правил по организации
пассажирских перевозок. В них регламентированы
санитарно-гигиенические требования к оборудованию вагонов,
водоснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха,
искусственному и естественному освещению, нормативы шума и
вибрации в вагонах, а также санитарные требования к содержанию
вагонов-ресторанов.
Применение этих правил будет способствовать обеспечению
комфортных и безопасных для здоровья пассажиров условий проезда.
На утверждение совета будут представлены также изменения и
дополнения в Соглашение о межгосударственном пассажирском тарифе.
Здесь отражены вопросы формирования коэффициентов фирменности для
фирменных поездов (вагонов) и ставок платы за сервисные услуги в
поездах (вагонах) повышенной комфортности. Имеется в виду
гарантированное обеспечение наборами питания, предметами первой
необходимости, печатной продукцией, обеспечение личной
безопасности пассажира. В приложении к соглашению закрепляется
право железнодорожной администрации-собственницы устанавливать
свои условия оплаты за пользование специальными поездами и
вагонами.
Железные дороги - это артерии жизни, объединяющие людей. Вот и
будем решать актуальные задачи транспорта СНГ сообща, вместе.
Александр ИВАНЧЕНКО.




06-03-2001, Труд