TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Перемен не хотят только управдомы

КОМУ МЕШАЕТ РЕФОРМА ЖИЛКОМХОЗА?
Жилкомхозом наше общество было недовольно всегда. Пресловутые
жэки традиционно воспринимались как символ халтурной работы и
вульгарного безразличия к людям. Вечно пьяный слесарь Вася,
имевший дело со стаканом чаще, чем с гаечным ключом, гулял из
анекдота в анекдот. Потом незабвенный образ Васи
трансформировался в киногероя Афоню. И даже когда все прочие
отрасли экономики заработали по законам рынка,
жилищно-коммунальное хозяйство продолжало оставаться непаханым
советским полем. Лишь совсем недавно федеральная власть наконец
решилась на реформу - дальнейшее промедление чревато полным
крахом жилкомхоза. По поручению президента РФ разрабатывать
модель реформы ЖКХ взялось Минэкономразвития. И тут выяснилось,
что есть в стране город, где реформа коммуналки идет уже не
первый день, причем весьма успешно. Как нетрудно догадаться, этот
город - Москва.
ДЛЯ ДЕТАЛЬНОГО знакомства с идеологией и опытом московской
реформы министр экономического развития и торговли Герман Греф и
председатель Государственного комитета по строительству Анвар
Шамузафаров в конце прошедшего года приняли участие в заседании
столичного правительства.
Резюмировали тогда свои впечатления федеральные министры почти
восторженно: "московская модель" - это то, что нужно в масштабах
всей страны. Герман Греф и Юрий Лужков стали, по сути, соавторами
постановления правительства РФ, объявившего о запуске с января
2002 года федеральной реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Вполне естественно, что в этом постановлении Москва была
обозначена как экспериментальный полигон реформирования ЖКХ.
Но не прошло и двух месяцев, как стало ясно, что эта реформа
кому-то очень не по душе.
ТРУДНО припомнить более невразумительную, надуманную
дискуссию, чем та, которая развернулась в СМИ вокруг начавшейся
реформы жилищно-коммунального хозяйства. Дискуссия, спор - они
ведь предполагают наличие каких-то разнящихся позиций и
аргументов. Между тем все специалисты сходятся в том, что ЖКХ как
последний островок социализма в рыночной российской экономике
нуждается в реформировании. Все согласны и с тем, что лечение
больной, а точнее, прогнившей жилищно-коммунальной системы - дело
долгое, и шоковые методы здесь неприменимы. Об этом не раз писал
и "Труд". Так откуда нападки на реформу ЖКХ? Ясно одно: в
свертывании реформы могут быть заинтересованы только организации
и предприятия, которые сегодня безраздельно (и крайне
неэффективно) властвуют в сфере жилищно-коммунальных услуг
Однако наивно было бы предполагать, что все эти ЖЭУ, ДЕЗы и РЭУ
способны застопорить реформу, утвержденную федеральным
правительством.
Некоторые СМИ в качестве "противоборствующих сторон" в
несуществующем споре о реформе пытаются выставить федеральную и
московскую власти. Дескать, звероподобные московские чиновники
ввели 100-процентную оплату населением жилищно-коммунальных
услуг, а справедливый президент запретил правительству столицы
драть с москвичей три шкуры. Все, кто хоть немножко знаком с
историей вопроса, прекрасно понимают, что подобные утверждения -
просто бред. Еще пять лет назад федеральное правительство
(персонально - вице-премьер Борис Немцов) предлагало шоковый
вариант реформы, ставившей целью всеобщий переход к 2003 году на
100-процентную оплату населением услуг жилищно-коммунального
хозяйства. И именно Лужков тогда встретился с президентом и
заявил, что Москва не пойдет на эти драконовские меры. Мэр
настоял на том, что столица будет проводить реформу по иному
принципу: рост коммунальных платежей должен идти вслед за ростом
благосостояния людей, а не опережать его.
ПО ЭТОМУ главенствующему принципу и шла все эти годы реформа.
Москве удалось продвинуться как по пути внедрения в ЖКХ рыночных
механизмов (на обслуживании жилья уже сейчас в городе занято
около 700 частных фирм), так и в работе по приведению в порядок
подъездов жилых домов и дворовых территорий. Сегодня в Москве
возрождается система ответственных за состояние дома, за порядок
в подъезде. В 95 тысячах подъездов (а всего их в столице около
ста тысяч) уже организованы дежурства, из них в девяти тысячах
дежурят консьержки. Это позволяет снизить преступность и
количество пожаров в жилом секторе, повысить культуру поведения
жильцов, сократить ущерб от порчи оборудования, стен,
светильников, лифтового хозяйства.
Но все это, отмечает руководитель Комплекса городского
хозяйства Петр Аксенов, - лишь первые итоги московской реформы.
Впереди - куда более серьезная модернизация системы. Она коснется
и финансовых отношений между населением, предприятиями и
организациями ЖКХ и городской властью. Ситуация сегодня такова.
Москвичи оплачивают лишь 44 процента реальной стоимости жилищно-
коммунальных услуг Городские власти считают нерациональной,
неэффективной практику, при которой городской бюджет доплачивает
жилищно-коммунальным организациям остальную сумму. Эти деньги
(порядка 20 миллиардов рублей) было бы рациональнее и
справедливее направлять в форме субсидий на личные счета
низкооплачиваемых категорий населения.
ЖИЛЬЦЫ, в свою очередь, создают товарищества собственников или
арендаторов жилья, выбирают себе на конкурсной основе
обслуживающую жилищную организацию и строят с ней отношения на
чисто рыночных принципах. Сами решают: сколько платить, кому и за
какие услуги. Это неизбежно приведет к повышению качества услуг и
снижению их стоимости. Очевидно, речь идет не о перекладывании
бремени реформы на плечи населения, а лишь о более эффективном
использовании бюджетных средств.
Москва по темпам реформы, естественно, будет опережать многие
другие субъекты Федерации. Как ни странно, именно при обсуждении
темпов московской реформы и рождаются разного рода спекуляции.
Запускаются слухи, будто в Москве уже принято решение о
поголовной 100-процентной оплате населением жилищно-коммунальных
услуг буквально с завтрашнего дня. Но это неправда.
Мэр Москвы Юрий Лужков неоднократно заявлял о том, что о
всеобщей 100-процентной оплате не может быть и речи, во всяком
случае до 2007 года. И где тут противоречие между федеральной и
столичной властями? Его можно найти только при очень сильном
желании настроить население против самой реформы ЖКХ.
В ТО ЖЕ время известна твердая позиция столичных властей:
состоятельные москвичи, в семьях которых душевой доход составляет
не менее 8,5 тысячи рублей, могут уже сейчас оплачивать все сто
процентов жилищно-коммунальных услуг Тем более что содержание
квартиры им обойдется максимум в 7 - 8 процентов семейного
бюджета. И надо сказать, что этот призыв многими москвичами
воспринят с пониманием. По данным, которые привел начальник
Управления городского заказа Владимир Стрельбицкий, по итогам уже
первого месяца года добровольно оплатили жилищно-коммунальные
услуги по полной стоимости почти восемь процентов семей
москвичей.
Георгий ДМИТРИЕВ.




06-03-2002, Труд