TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Никто не знает, зачем село летает

БЫВШИЕ ТРАКТОРИСТЫ СТАЛИ
ЛЕТЧИКАМИ. ВО ДВОРЕ КОЛХОЗНОГО МЕХАНИКА ВЫРОС МИНИ-ЗАВОД.
Под Полтавой село Тополевое известно под новым именем -
"Летающее". Новые времена окончательно сдули пух надежд на лучшую
жизнь: колхоз развалился, напоминая о былых уютных временах
скелетами разграбленных молочно-товарных ферм да на редкость
живучими коммунистическими плакатами.
Тополя народ пустил на дрова, а жить приспособился за счет
огородов и личного хозяйства. Но не земля и животноводство -
главное для местных крестьян. Все жители Тополевого, от малышей
до стариков, охвачено странной манией - летать! Едва над селом
поднимается солнце, как в небо взлетают десятки самодельных
дельтапланов. А эпидемией авиастроения заразил земляков бывший
тракторист Владимир Юрченко, который дней и ночей не спал и
первым смастерил крылатое чудо собственной конструкции.
- Собрать дельтаплан - удовольствие не из дешевых
-рассказывает еще один фанат дельтапланеризма Алексей Гвоздык, -
в зависимости от того, какой стоит мотор, мотодельтаплан может
"потянуть" тысяч на 6-7 американских долларов.
Но селяне долларов в руках не держали и умудряются мастерить
воздушную технику из металлолома.
В небо рвутся и жители соседних сел. Павел Боркивец из
Котельвы удивил народ новым экзотическим летательным аппаратом -
парапланом. Параплан - это парашют, который поднимается с земли в
небо а не наоборот, как обычно.
- Парашют с мотором. Проще простого... - пожимает плечами
Гвоздык, довольный всеобщим вниманием.
Но, пожалуй, самый известный человек в Гребенковском районе
-Александр Запишный, житель села Диканька. За последние 12 лет он
сконструировал больше двадцати летательных аппаратов. У себя во
дворе этот умелец-самоучка организовал настоящий
"мини-авиазавод", где собирал сверхлегкие летательные аппараты.
На этих "сверхлегких" вся семья ежегодно летала отдыхать в Крым.
Кроме самолетов, Александр сконструировал пять моделей легких
поршневых вертолетов. А два года назад Запишный собрал
единомышленников и поставил вопрос ребром: почему Украина
выпускает ракеты и "Русланы", а вот своего вертолета не имеет?
Первый отечественный вертолет взлетел над украинским селом на
северной окраине Полтавы 11 октября прошлого года. Но Запишный до
этого дня не дожил. Человек, благополучно переживший не одну
аварию, разбился возле собственного дома. Дельтаплан рухнул с
высоты 20 метров.
В честь вдохновителя и организатора вертолетостроения в
Украине его детищу присвоили инициалы создателя ЗА-6, а также
дали имя - "Санька". Маленький, легкий, изящный вертолет без
сомнения понравится всем - и фермерам, и работникам милиции, и
тем кто охраняет нефтегазопроводы. "Санька" дешевле и российских
аналогов вертолетов, и западных. А по своим летным
характеристикам не уступает популярным среди пилотов американским
вертолетам Exec162 F. Понятно, что провинциальным умельцам
теоретические расчеты осилить было очень тяжело, поэтому
аэродинамические чертежи несущей системы и расчеты прочности
конструкции проводились специалистами в Харькове, в двух
институтах. Изготовить же агрегаты главного редуктора взялись
моторостроители Запорожья. И вот недавно полтавский вертолет
включили в престижный каталог "Worel Directory of Leisure
Aviation", который выходит на нескольких языках. Так "Санька" из
села Диканьки стал мировой известностью. А у его создателей,
переключившихся с тракторов на самолеты, впервые появилась
реальная возможность получить за "хобби" приличные деньги.
Говорят, что это обстоятельство слегка успокоило женщин из
Тополевого: может, и их конструкторов наградят когда-нибудь
премией?
Пока же из-за "шалостей" мужей им приходится пахать в
одиночку.
Марина Корец, соб. корр. "Труда", Анатолий НЕДАВНИЙ.




06-03-2002, Труд