ХВАТИТ ЛИ НА ВСЕХ ТОПЛИВА? Стабилизация отечественной экономики во многом зависит от обеспеченности страны энергетическими ресурсами
И газ здесь
играет ведущую роль, поскольку его удельный вес в
топливно-энергетическом балансе составляет более 50 процентов.
Однако российский рынок газа нуждается в серьезном
реформировании. Иначе через несколько лет отрасль может остаться
без средств к существованию, а страна - без самого популярного
энергоресурса.
На состоявшемся в Смоленске Всероссийском совещании
руководители газовой отрасли, ведущих министерств и ведомств
главы администраций 59 регионов обсудили пути и способы более
надежного газоснабжения потребителей, а также газосбережения как
основных условий экономического развития.
СЕГОДНЯ многое изменилось на российском рынке. Впервые за
последние несколько лет он становится платежеспособным. Как
отметил в своем выступлении генеральный директор ООО
"Межрегионгаз" Валентин НИКИШИН, в минувшем году заметно вырос
уровень платежей за "голубое топливо", причем доля денежных
средств достигла 80 процентов.
Однако в 17 регионах уровень оплаты остается недостаточным.
"Знакомые все лица" наблюдаются в списке основных должников
Газпрома. Это РАО "ЕЭС России" - 19,4 миллиарда рублей,
газораспределительные организации (ГРО) - 18 миллиардов,
коммунально-бытовой сектор - свыше 3 миллиардов, бюджетные
организации - 10 миллиардов рублей. Вместе с тем уже созданы
предпосылки к уменьшению задолженности за газ, а также к более
рациональному его использованию.
Рем ВЯХИРЕВ, председатель правления ОАО "Газпром":
"Газ использовать надо только там, где без него нельзя
обойтись".
- Рем Иванович, назовите, пожалуйста, наиболее важные области
использования "голубого топлива" сегодня.
- Это прежде всего газохимическая промышленность, металлургия,
производство минеральных удобрений, другие сферы промышленного
производства, где газ применяется с высокой долей эффективности.
Вторая, не менее важная область применения - газификация
населенных пунктов, прежде всего сельских. Это не дань моде, а
ясное понимание того, что газификация глубинки - основа выживания
российского населения.
Третье назначение газа - использование его в экологически
грязных районах, прежде всего в таких крупных городах, как
Москва, Санкт- Петербург, Саратов. А также там, где нет других
видов топлива.
- А какое место занимает экспорт газа?
- Это наше "подсобное хозяйство", без которого пока не
обойтись. Правда, от экспортной выручки после уплаты всех
российских налогов Газпрому остается сумма, перекрывающая где-то
50 процентов инвестиций, необходимых для поддержания газодобычи
на уровне 530 млрд. кубометров в год.
Чтобы добывать газа больше, надо строить новые магистрали. А
строительство транспортной системы - дело очень дорогое.
Между тем даже при существующем уровне добычи, отмечалось на
совещании, стране вполне хватит "голубого топлива", если его
рационально использовать, постепенно выравнивая перекошенный
топливно-энергетический баланс, широко применяя альтернативные
виды топлива, особенно во время отопительного сезона. Однако, по
данным Госэнергонадзора, в предзимний период 2000 года угля было
запасено 65 процентов, мазута - 34 процента от необходимого
количества.
Александр ПРОХОРОВ, губернатор Смоленской области:
"То, что раньше считалось достоинством, стало недостатком".
- Мы разделяем позицию Газпрома в отношении альтернативных
видов топлива. И в своем регионе стремимся переломить сложившуюся
за многие годы ситуацию. Это не так просто - ведь на протяжении
многих лет "ставка на газ" казалась правильной. Вот в нашей
области природный газ в выработке теплоэнергии составлял 80
процентов, и раньше мы этим гордились. Сейчас у нас другая цель -
возрождение собственной топливной промышленности. Мы уже
увеличили в балансе применение топливной древесины до трех
миллионов кубометров, повышаем уровень использования бурых углей.
Считаю, что до 30-40 процентов природного газа сэкономим за счет
газосберегающих технологий и мероприятий.
- Куда пойдет высвобождающийся газ?
- В первую очередь для населения. Уровень газификации
Смоленщины всего 30 процентов. Явно недостаточно. Но сегодня мы
подписали с Газпромом соглашение о сотрудничестве, где одним из
основных стал пункт о газификации области.
Расширение газификации регионов напрямую связано с развитием
газового рынка в России. Специалисты не раз подчеркивали, что
внутренний рынок обладает огромным потенциалом, что Газпрому и
другим производителям газа было бы очень выгодно работать здесь
при наличии эффективной нормативно-правовой базы, обоснованной
тарифной и налоговой политики. Путям развития российского рынка
газа было уделено особенное внимание. 2001 год должен стать в
этом плане переломным. Прежде всего речь идет о формировании
конкурентной среды. Это когда на рынке есть несколько поставщиков
и когда недостающие объемы газа можно не выпрашивать у Газпрома и
не жаловаться на урезанные (зачастую совершенно справедливо)
лимиты, а купить их у кого-то другого, пусть даже по более
высокой цене.
Наряду с этим будет сохраняться государственное регулирование
цен для населения и тарифов на транспортировку газа.
Стратегия обозначена четко. Но модели формирования рынка
предложены разные: более жесткая, разработанная Министерством
экономического развития, и "мягкая", поэтапная, предложенная
Газпромом. Как подчеркнул В. Никишин, в процессе формирования
газового рынка должен сохраняться основной принцип: "Не навреди".
Поэтому и реальные темпы преобразований будут зависеть от
динамики сближения цен на газ и основные виды топлива и
формирования оптимального топливно-энергетического баланса.
Снизить зависимость российской экономики от одного вида
топлива - газа - одна из важнейших задач сегодняшнего дня.
"Ключом" к ее решению является ценовая политика, вызывающая столь
неоднозначную реакцию у поставщиков и потребителей газа.
Георгий КУТОВОЙ, председатель Федеральной энергетической
комиссии (ФЭК):
"Работа ФЭК - это политика компромиссов".
- Формирование цены происходит на уровне спроса и предложения,
и мы стремимся к этому. Но в нынешних условиях найти компромисс
между поставщиком и потребителем очень непросто, потому что спрос
не всегда бывает платежеспособным. Шаг к оптимальному решению
проблемы, на мой взгляд, состоит в создании Единого тарифного
центра, объединяющего основные монополии страны.
- Для чего этот центр нужен?
- Он будет вести стабильную, разумную ценовую политику всех
естественных монополий, которые со своей стороны должны принимать
только обоснованные ценовые решения с учетом возможностей друг
друга и российской экономики в целом.
- Что будет в дальнейшем с ценами на природный газ?
- На внутреннем рынке они станут постепенно повышаться - до 55
долларов за 1000 кубометров. Это равновесная цена, которая делает
одинаково прибыльной деятельность Газпрома как на внешнем, так и
на внутреннем рынке.
- Зачастую региональные энергетические комиссии (РЭКи)
устанавливают неоправданно низкие цены на газ...
- Да, ценовая палитра очень неравномерна. И сейчас мы
занимаемся вопросом координации деятельности между федеральными и
региональными органами регулирования цен. Не зря в работе
нынешнего совещания принимают участие руководители РЭКов.
- Почему в последнее время так часто меняется цена на газ?
Повышаете на копейки, а неудобств - на рубль.
- Это связано прежде всего с инфляционными процессами. К
сожалению, Газпром поставлен в такие условия, что цены приходится
пересматривать постоянно. Однако мы стремимся к созданию таких
условий, чтобы потребитель своевременно знал базовую цену и время
ее изменения. При нынешней ситуации корректировка цены должна
производиться раз в полугодие. При годовой инфляции ниже 10
процентов - раз в год. А при еще более сдержанных инфляционных
процессах - не чаще одного раза в пять лет, как это делается в
экономически развитых странах. В любом случае газ со временем
должен стоить дороже нефти и угля. Это, кстати, не только
приведет к паритету цен, но и поправит перекошенный баланс.
Снижение ажиотажного спроса на газ на внутреннем рынке -
задача важная. Но наряду с этим, отметил В. Никишин, необходимо
позаботиться о создании условий для поддержки и развития
ресурсной базы газа. Для этого предполагается привлечь на
российский рынок газ, импортируемый из Средней Азии. Ресурсную
базу можно расширить и за счет освоения малых месторождений. Еще
один источник - повышение эффективности использования газа.
Вопросам учета за расходом "голубого топлива" участники форума
уделили особое внимание. Было отмечено, что фактический расход
газа в нашей стране в полтора и более раза превышает аналогичные
показатели развитых стран. Потери дорогостоящего ресурса порой
достигают 60 процентов (в развитых странах уже 20-процентный
показатель считается недопустимым). А наряду с этим иные
руководители регионов и предприятий жалуются на недостаток
лимитов, требуют дополнительных объемов газа.
Василий КИЧЕДЖИ, заместитель полномочного представителя
президента России по Центральному федеральному округу:
"Не всем жалобам надо верить".
- Нередко, когда мы начинаем разбираться по лимитам,
откликаясь на жалобы руководителей предприятий, понимаем, что
Газпром совершенно прав в своих расчетах. Зачастую потери топлива
несоизмеримы с потребностью в нем. В Центральном федеральном
округе, куда входит 18 областей, с энергосбережением пока
неважно. Но мы постоянно держим этот вопрос на контроле. Сейчас,
например, решаем задачу реформирования котельных, а также
занимаемся вопросами развития малой энергетики.
- Василий Николаевич, выгодно ли регионам заниматься вопросами
газосбережения?
- Конечно, особенно если сэкономленный газ остается в регионе.
- Как вы оцениваете работу "Межрегионгаза" на российском
рынке?
- Хорошо, но считаю, что налоговые поступления от этой
компании должны идти не в Москву, а оставаться в регионах.
В целях совершенствования деятельности "Межрегионгаз" провел
внутреннее реформирование, сократив центральный аппарат и создав
сеть регионгазов в 46 субъектах Российской Федерации. Выигрыш для
сторон очевиден. Двухуровневая система позволяет "Межрегионгазу"
эффективнее работать на внутреннем рынке - сегодня эта компания
продает до 90 процентов всего добываемого газа.
К концу 2001 года суммы от налогов, оставшиеся в регионах,
превысят 14 миллиардов рублей. Это даст новый импульс к
экономическому развитию территорий.
Людмила Юдина, спец. корр. "Труда".
05-04-2001, Труд