TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Золотая ржавчина ежегодно бюджет государства теряет 42 млн

ДОЛЛАРОВ. ЭТО 500 ТЫС. ТОНН ЛОМА ЕЖЕМЕСЯЧНО. ПОСТАВИТЬ ЭТИ ДЕНЬГИ
ПОД КОНТРОЛЬ СОБИРАЕТСЯ РОССИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.
В середине марта в правительство был внесен проект положения о
лицензировании деятельности по заготовке, переработке и
реализации лома черных металлов. Источник в аппарате
вице-премьера правительства РФ И. Клебанова сообщает, что до сих
пор документ к ним не поступал.
Объяснить столь дорогую задержку можно тем, что теневой сектор
рынка черного лома, используя все средства, в том числе связи
среди некоторых государственных чиновников, пытается не допустить
подписание столь важного и необходимого документа, который может
стать одним из наиболее важных шагов правительства, направленных
на приведение рынка металлолома в цивилизованный вид. Смысл
постановления сводится к следующему: выдача лицензий на
деятельность по переработке лома черных металлов будет
производиться только тем предприятиям, которые имеют необходимое
оборудование и соответствующую материально-техническую базу.
Данное обстоятельство произведет естественный отбор участников
рынка вторичного металла и поставит непреодолимый барьер
полукриминальным фирмам, существенно ограничив их деятельность, а
в некоторых случаях прекратив их существование вообще - приводи
свой бизнес в цивилизованный вид, закупай необходимое
оборудование или закрывайся. Для лучшего понимания проблемы
обратимся к недавней истории.
До начала 90-х годов в стране действовала система созданных
в каждой области мощных, технически оснащенных специализированных
предприятий по заготовке и переработке металлолома - система
"Вторчермет". В условиях плановой экономики система не давала
сбоев и, что самое главное, обеспечивала практически полный сбор
образующегося металлолома на всей территории СССР. В рыночных
условиях эта система показала свою нежизнеспособность. Некоторые
из "вторчерметов" оказались банкротами. Однако новая система
сбора лома черных металлов в настоящее время далека от уровня
желаемой эффективности. Проблем много, они глубже, чем можно себе
представить.
Попробуем раскрыть некоторые, наиболее острые.
Сегодня наряду с крупными ломоперерабатывающими предприятиями
отрасли, большинство которых были образованы на базе старых
областных "вторчерметов", на рынке присутствует большое
количество мелких, непрофессионально работающих фирм. Большинство
их используют в своей работе те или иные методы, позволяющие не
платить налоги. Кроме того, проконтролировать такие конторы
практически невозможно, а значит, их деятельность автоматически
попадает в разряд криминальной.
Кроме того, существует еще одна, так сказать, технологическая
проблема. Небольшие фирмы предпочитают заготавливать наиболее
качественный и дорогой лом, не требующий специального
оборудования для переработки. И это вполне объяснимо - на закупку
соответствующего оборудования требуется вложение больших средств,
постоянное место для его установки, квалифицированный персонал по
его обслуживанию и, соответственно, полная легализация фирмы.
Сегодня обойти подобные технологические сложности может
практически любая фирма-однодневка. Открываясь очень быстро и
арендуя кусок любого заднего двора, такая контора за короткое
время "снимает сливки" и:. закрывается, чтобы открыться вновь под
другим названием и в другом месте. Да еще и современная
законодательная база создает все условия для "плодотворной"
работы нелегального бизнеса.
Соотношение крупных ломопереработчиков и полулегальных фирм на
рынке черных металлов на сегодняшний день составляет 40 на 60
процентов в пользу последних. Следовательно, больше половины
рынка не контролируется государством. Потери страны от
деятельности таких структур составляют около 42 млн. долларов в
год в виде налогов в государственную казну. Этих денег, например,
хватило бы на прокладку более 100 км. автомагистралей
европейского класса, постройку сорока поликлинических комплексов
с самым современным медицинским оборудованием или пятидесяти школ
на восемьсот учащихся каждая!
Но потери страны не ограничиваются только прямыми потерями
бюджета. Помимо увеличения общей криминальной обстановки в
стране, теневые схемы подрывают нормальную работу крупных,
профессионально работающих предприятий, которые в силу масштабов
деятельности просто не могут работать незаконно. Речь вовсе не
идет о том, что крупные участники рынка простым выдавливанием
убирают более мелких. Принцип рыночной экономики - свободная
конкуренция - незыблем и неоспорим. Но порядок нужен везде, даже
на свалке металлолома! Эта сфера бизнеса остается лакомым куском,
и основные баталии между ее участниками еще впереди - не будем
предвосхищать события. Постановление, которое должно утвердить
правительство, призвано решить старую проблему на законодательном
уровне раз и навсегда. Специалисты не сомневаются в эффективности
такого документа, да и экономическая целесообразность его
очевидна. Сегодня, когда власти всех уровней заявляют о борьбе с
теневым сектором экономики и криминалом, у правительства есть
реальный шанс на деле привести закон в соответствие с
декларируемыми принципами.
Владимир ТРУНОВ.




05-04-2001, Труд