Ускорение без суеты программа структурной перестройки мпс, похоже, приобретает окончательный вариант
В правительство поступил документ, подписанный Министерством
путей сообщения и Министерством экономического развития и
торговли. На 250 его страницах изложены согласованные предложения
по реформированию МПС. Предполагается, что после обсуждения этих
предложений на совещании у премьера Михаила Касьянова основные
направления структурной реформы одного из естественных
монополистов страны будут рассмотрены на заседании правительства
12 апреля нынешнего года. Предложенная программа рассчитана до
2010 года. Вместе с тем в документе четко обозначены меры,
которые необходимо принять на начальном этапе - в период до 2002
года.
Окончательный вариант предложенной на рассмотрение
правительства программы в значительной степени отличается от
первоначальных, прямо скажем, излишне радикальных позиций
Министерства по антимонопольной политике и Минэкономразвития.
Судя по всему, разработчики эффективно использовали время после
памятного заседания правительства в ноябре прошлого года.
Основная цель структурной реформы МПС - разделить функции
государственного регулирования и хозяйственной деятельности,
совмещенные нынче в этом ведомстве. В условиях, когда государство
было, по сути, единым монополистом, когда только оно
устанавливало правила поведения, обязательные для всех, эта
система не давала сбоев.
Сегодня ситуация изменилась коренным образом. То, что МПС,
являясь органом государственного регулирования, то есть тем, кто
устанавливает правила и само действует по этим правилам,
поскольку является одновременно крупнейшим перевозчиком в стране,
противоречит Конституции РФ. Суть предстоящей реформы как раз и
заключается в том, чтобы снять эти противоречия, развести эти
функции, создать условия, при которых регулировать должны одни, а
действовать по установленным ими правилам - другие. При этом у
новых участников рынка услуг железнодорожного транспорта появится
возможность в случае возникновения конфликта интересов
апеллировать к органу государственного регулирования.
Первоначально много споров вызывало предложение МПС создать
единое акционерное общество "Российские железные дороги", все 100
процентов акций которого должны принадлежать государству. В
ноябре, как известно, Минэкономразвития, МАП и МПС имели
диаметрально противоположные точки зрения на этот вопрос. Сейчас
найдено компромиссное решение. Как сообщил заместитель министра
экономического развития и торговли Андрей Шаронов, после
тщательного анализа предложенных пяти вариантов, изучения
зарубежного опыта остановились на том, что на первом этапе
реформирования отрасли - на период от 12 до 18 месяцев -
необходимо создать единое акционерное общество - ОАО "РЖД". Все
другие варианты: создание казенного предприятия, унитарного
предприятия, группы акционерных обществ сопряжено с определенным
риском потери государственной собственности при структурной
реформе. Перевод такого количества имущества из одной формы
собственности в другую, как показывает практика, зачастую
сопровождается "утечкой" части его.
Это заставило Минэкономразвития согласиться с созданием
единого акционерного общества.
Масштаб и сложность предстоящих перемен при более тщательном
анализе заставили разработчиков отойти от слишком радикальных
проектов. Железнодорожная магистраль - не гоночный трек, где
скорость определяет результат. Здесь более подходящей является
формула: семь раз отмерь, а уж потом - режь. Поэтому на создание
ОАО "РЖД" отводится от 1,5 до 2 лет. Необходимо прежде провести
аудит, решить проблему с кредиторской задолженностью, суммарный
объем которой около 100 млрд. рублей. Из них лишь пятая часть
принадлежит государству, остальное - коммерческим структурам.
Сегодня МПС ведет активные переговоры с кредиторами.
Читателей, конечно же, волнуют не столько финансовые и
технические проблемы структурной перестройки естественной
монополии, сколько то, как это отразится на тарифах и ценах на
железнодорожные билеты. Так вот, важнейшим результатом
предстоящих перемен будет снижение транспортной составляющей в
цене любого товара. А это благотворно скажется и в целом на
экономике, и на кошельке каждого пассажира. Главное - у каждого
появится выбор: не нравится цена билета в спальном вагоне, можешь
ехать в плацкартном, где обслуживание попроще.
В подготовленном документе даны оценки всех альтернативных
вариантов реформирования МПС, расчеты необходимых инвестиций. Так
что участники заседания правительства получат объективную и
достаточно полную картину, что надо делать и что из этого должно
получиться.
В решении этой проблемы наиболее привлекательным, на мой
взгляд, является то, что нет неоправданной спешки. К сожалению,
очень часто реформы, затрагивающие интересы многих россиян,
проводились у нас быстро, но бестолково, хотя "хотели как лучше"
Может, действительно хватит пороть горячку в угоду сиюминутным
политическим интересам? Пример МПС демонстрирует куда более
надежный путь.
Федор Николаев.
05-04-2001, Труд