TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Чего не знает госкомстат

Говорят, Госкомстат знает все. Однако на днях сами сотрудники
ведомства признались, что им не до конца ясно, сколько сегодня в
России малых предприятий (МП), чем они занимаются и какие сферы
хозяйства более привлекательны для развития малого бизнеса.
Почему нет точной статистики - в общем, понятно. Эта сфера
очень подвижна: сегодня предприятие есть, а завтра уже
разорилось, хотя на бумаге продолжает еще существовать. Закрыть
предприятие значительно сложнее и дороже, чем его открыть, - уж
такое у нас законодательство. Периодически происходящие кризисы,
не слишком благоприятный инвестиционный климат, неопытность
коммерсантов - все это увеличивает число "мертвых душ".
По оценкам экспертов, количество "живых" МП в последние годы
остается относительно стабильным и держится на уровне 900 тысяч.
С учетом членов семей в них трудятся порядка 7 млн. человек -
десятая часть всего трудоспособного населения России. Проведенные
Центром социального прогнозирования и маркетинга исследования
подтверждают широко известную истину: заниматься малым бизнесом в
России сегодня сложно. Вместо помощи со стороны государственных
организаций нередко исходит настоящий "прессинг". Контрольным,
надзирающим, разрешающим органам - несть числа. Защитить же
предпринимателя хотя бы от того же рэкета зачастую некому.
Между прочим, в развитых странах на долю МП приходится
наибольшая часть национального продукта. Понимают ли важность
развития этого сектора экономики российские власти? Видимо,
только теоретически. Поэтому и пожелали получить сведения о
предмете. В свое время правительство затеяло так называемое
"единовременное сплошное статистическое обследование" малых
предприятий по итогам их работы за 2000 год. Попросту говоря,
решило провести всероссийскую перепись малых предприятий.
В прошлом году Госкомстат пересчитал МП в восьми регионах
страны. Получены весьма поучительные результаты. Оказывается,
активнее всего малое предпринимательство развивается в сфере
торговли - более 90 процентов общего числа организаций оптовой
торговли и около 70 процентов организаций розничной торговли.
Есть и другие отрасли, где большинство предприятий относится к
МП. Скажем, в Брянской области они выпускают 90 процентов
трикотажных изделий и 100 процентов детских трикотажных изделий.
В Кемеровской области МП производят 93 процента безалкогольных
напитков, 82 процента минеральной воды, 30 процентов масла и 24
процента молочной продукции.
В начале этого года стартовала всероссийская перепись малых
предприятий. Одна из ее целей - рекомендации парламентариям,
которым давно пора создать законодательную базу, способствующую
развитию, а не удушению предпринимательства. Бесценными могут
оказаться результаты переписи и для предпринимателей - ведь, по
сути, можно говорить о проведении масштабного маркетингового
исследования, причем за государственный счет. Данные переписи
будут опубликованы уже в октябре, и каждый предприниматель сможет
реально оценить перспективы своего бизнеса, скорректировать планы
на будущее.
Александр ДЬЯЧЕНКО.




05-04-2001, Труд