Гергиев заставил рейн впадать в неву спектакли мариинки - заявка на лидерство во всероссийском театральном фестивале золотая маска
В сложное положение поставил жюри фестиваля Мариинский театр,
привезя в столицу сразу два масштабных оперных спектакля: "Золото
Рейна" Вагнера и "Дон Жуана" Моцарта. Такому мощному "двойному
удару" труппы с мировым именем трудно что-либо противопоставить
театрам менее именитым. Да и сами эти спектакли представляют
арбитрам столь обширное поле выбора...
Начать с того, что блестящ ансамбль солистов (хор в этих
операх занимает подчиненное место), в нем нелегко отдать
кому-либо предпочтение. И тут официально объявленный номинант -
замечательный бас Виктор Черноморцев (карлик Альберих) - лишь
один из фактических лидеров. Очень серьезна работа и Михаила
Кита, исполнителя роли бога Вотана, и Евгения Никитина с Михаилом
Петренко (косматые братья-великаны Фазольт и Фафнер). Даже в
небольшой по объему партии богини судьбы Эрды обладательница
роскошного меццо-сопрано Злата Булычева оставляет сильное
впечатление.
"Дон Жуан" стал настоящим парадом молодых звезд. Имею в виду
не только элегантного исполнителя заглавной роли Евгения Никитина
и блистательную Ирину Джиоеву, чей вокально-драматический талант
я, признаться, распознал не сразу, однако к знаменитой третьей
арии Донны Анны, где есть и сосредоточенно-печальная кантилена, и
захватывающая виртуозность, этот дар раскрылся в полную силу... И
если к голосу проведшей свою партию на высоком эмоциональном
напряжении Натальи Ушаковой (обманутая красавица Эльвира) можно
предъявить некоторые претензии, то Ирина Матаева (лукавая
простушка Церлина) и уже упомянутый Михаил Петренко (деревенщина
Мазетто) украсили бы любую сцену мира.
Не знаю, получит ли "Золотую маску" немец Йоханнес Шааф, чья
режиссура по крайней мере не мешает восприятию, а иногда его
приемы и довольно остроумны - как, например, в финале "Дон
Жуана", где в качестве пиршественного блюда на столе лежит...
смазливая девица - "кушанье", до которого герой более всего охоч.
Посмотрим, отметят ли по-западному условную, но и достаточно
экспрессивную работу английского художника Ралфа Колтая,
проиллюстрировавшего маниакальную "озабоченность" великого
ловеласа с берегов Гвадалквивира тем, что на серой сцене маячит
подсвеченная красным гигантская обнаженная женская фигура с
запрокинутой то ли в экстазе, то ли в отчаянье головой.
- У нас в театре нет талантов, - с задорным вызовом сказал за
кулисами дирижер Валерий Гергиев, чьей артистической и
менеджерской волей держится ныне организм Мариинского театра. -
Таланты - в других местах, а у нас - работяги. 80 часов репетиций
- и пожалуйста, вот вам такой Лепорелло, какого сегодня исполнил
Ильдар Абдразаков. Хотите, чтобы в Большом шел классный "Игрок",
другие оперы мирового репертуара? Давайте делать их вместе.
Почему мы имеем шесть-семь совместных постановок с нью-йоркским
"Метрополитен" (а американцы ох как разборчивы в выборе
партнеров), с ГАБТом же - ни одной?
Думается, в свете той пустоты, которой зияет сегодняшняя афиша
главного театра страны (увы, осенняя смена руководства здесь пока
привела больше к потерям, чем приобретениям), к словам питерского
гостя стоит серьезно прислушаться.
Сергей БИРЮКОВ.
05-04-2001, Труд