Жизнь на 101-м километре
Кинорежиссер Леонид Марягин своими картинами показал себя
приверженцем строгого, я бы даже сказал, безжалостного (в первую
очередь по отношению к самому себе) реализма. В своем "101-м
километре" - фильме, премьера которого состоялась на днях в
столичном Доме кино - он признался в таких грехах своей
молодости, которые другие обычно тщательно скрывают. Некоторых
моих коллег откровенность режиссера даже шокировала: как же, он
рассказал нам, что в первые послевоенные годы... воровал. И не
для того, чтоб не умереть с голоду. Наоборот, воспитывался в
интеллигентной семье, но при этом входил в шайку, где выделялся
умением тонко спланировать сложную воровскую операцию.
При уникальной откровенности режиссера достоинства его ленты
все же не в этом. Вернее, не только в этом. На примере своей
юности Марягин, как мне кажется, сумел воссоздать образ минувшего
времени. Картина рассказывает о начале 50-х: эйфория великой
Победы уже прошла, и снова с прежней силой стала давить на людей
репрессивная политическая машина.
В ленте показана жизнь людей на 101-м километре - в той зоне
вдали от крупных городов, за которой разрешалось селиться
пораженным в правах людям. Они прозябают в нищете и угнетении,
"властная вертикаль" там олицетворяется, с одной стороны, вором в
законе Костей (в его роли хорош Олег Жуков), который "держит
город", а с другой - милицией и "людьми в штатском". Последние
вяло пытаются противостоять воровской "малине", гораздо больше
заботясь о надзоре над людьми, кажущимися им политически
неблагонадежными, в число которых входит и отец главного героя
Леньки.
Оператор Юрий Невский и художник Михаил Нежинский рисуют
малопривлекательный портрет погруженного в темноту и непролазную
грязь города. Контрастом к этим картинам, снятым в черно-белой
гамме, стали яркие цветные вставки-иллюстрации из "Книги о
вкусной и здоровой пище", изданной в сталинское время. Не имеющие
прямого отношения к сюжету, они служат важным смысловым и
эмоциональным контрастом к происходящему, придают
киноповествованию дополнительный объем.
Такая смысловая доминанта тем более необходима, что режиссер
чаще всего сознательно избегает каких-либо подсказок. Большинство
поступков Леньки, его друзей и врагов лишены четких авторских
оценок. Мало того, вор Костя на протяжении всего фильма выступает
фактическим воплощением справедливости и нравственных принципов.
Ленькин отец, который мог бы, наверное, что-то противопоставить
воровской этике, появляется в одной-единственной сцене, ближе к
концу, и советует сыну покинуть городок.
В таком, казалось бы, очевидном драматургическом упущении есть
свой смысл. Автор, видимо, не захотел на экране помогать своему
герою. Решил поставить его перед необходимостью самому выходить
из положения, в котором тот оказался волею обстоятельств. Этим не
только усилил напряжение сюжета, но и сделал значительнее своего
главного героя. Усложнил творческую задачу, вставшую перед Петром
Федоровым, исполнителем роли Леньки. Молодые актеры - а в
большинстве ролей заняты в основном дебютанты - выглядят на
экране органичными. Они ничего не играют специально - просто
живут в "шкуре" своих сверстников начала 50-х. И силой своего
дарования заставляют нас окунуться в то непростое время.
И последнее - об адресе ленты. Она, конечно же, выходит за
пределы частной биографии. В наше время, когда перед каждым, кто
вступает в жизнь, возникают непростые проблемы выбора жизненного
пути, Ленькина история оказывается весьма поучительной. Он ведь
прошел долгий путь по дороге к самому себе. И сумел дойти до
верной цели... Но об этом мы узнаем уже из продолжения фильма,
которое собирается снимать Леонид Марягин.
Анри Вартанов.
05-04-2001, Труд